Живые крыши: от мала до велика
Моше Сафди. Архитектура вне времени
Моше Сафди – канадский, израильский и американский архитектор, чьи проекты преодолевают время, меняют пространство и позволяют смотреть на вещи под другим углом. Несмотря на свою масштабность и монументальность, в каждом строении Сафди таится частица живого, подвижного и настоящего. Возможно, в этом и заключается спокойное обаяние его работ.
Habitat 67 в Канаде
Известность к архитектору пришла с первой же его работой – Habitat 67, которая была представлена на выставке «Экспо-67» в Монреале в 1967 году. Habitat переводится как «среда обитания», что в полной мере отражает суть замысла. Строение представляет собой жилой комплекс из 346 кубов нагромождённых друг на друга. Выполненная в модернистском стиле, конструкция напоминает большой муравейник. Несмотря на грубость выражения и чёткость линий, присущих модернизму, строение воплощает в себе иллюзию экзотичного и загадочного мира. Переходы между кубами, похожие на лабиринт, дополняются стеклянной крышей, которая при определённом ракурсе напоминает декоративный водопад, что прекрасно сочетается с зелёными насаждениями, которые в свою очередь высажены совершенно естественно, словно они выросли сами среди бетонных ячеек.
«В начале моей карьеры я был совершенно одержим геометрией и идеей создания трёхмерных пространственных компонентов в качестве строительных блоков. Habitat – пример, где коробки формируют дома,… затем я попытался перенести этот мыслительный процесс на другие типологии. В какой-то момент я понял, что для разных типологий требуются разные системы и что существует большое разнообразие систем построения, которые могут привести к более широкому разнообразию выражений. Так что это был большой урок. Урок языка моего здания»,– рассказывает архитектор.
Habitat 67 стал сенсацией благодаря тому, что совместил два понятия: авангардные формы и практичность. Кубы разной формы, расположенные друг на друге, экономят внешнее пространство, но благодаря продуманной хаотичности положения, сохраняют пространство внутреннее. Комплекс лишён изящности и декора. У него практически не было шансов стать достоянием архитектуры. Но он всё же стал. Habitat 67 приобрёл статус не только элитного жилья, но также статус культурного достояния Монреаля.
«…Habitat запечатлелся в общественном воображении. Переосмысление жилого дома радикальным образом стало реальностью – люди могли видеть, что существуют альтернативы компактному вертикальному башенному решению, которое стало формулой. Стремление к новым решениям было интенсивным».
Habitat Golden Dream Bay в Китае
В 2018 году Сафди, процитировав самого себя, создал жилой комплекс в Китае Habitat Golden Dream Bay. Своей пластикой строение напоминает первую работу архитектора, но всё же имеет кардинальные отличия. Habitat Golden Dream Bay обладает чётким выраженным движением вверх, что создаёт более упорядоченный и утончённый образ. Здание кажется парящим и невесомым благодаря двухъярусной конструкции. Упорядоченность блоков создаёт эффект лестницы в небо, а переходы на верхних этажах, связывая блоки, завершают общий силуэт комплекса.
Центр искусств Кауфман в США
На контрасте чётких линий и блочных зданий выступает Центр искусств Кауфман, возведённый Сафди в Канзас-Сити. Композиция строения состоит из двух элементов, форма которых напоминает ракушки. Арочные конструкции разной высоты, отделанные нержавеющей сталью, создают выразительный и лаконичный образ. Также выбранная форма служит для улучшения акустики внутри помещений. Высота фасада достигает 20 метров, а ширина – 100 метров, металлический каркас облицован стеклом и установлен под наклоном. Благодаря этому подчёркивается движение фигур вглубь пространства. Концертные залы: Театр Мюриэл Кауфман и Хельцберг-холл вмещают 1800 и 1600 зрителей, а общая площадь Центра искусств составляет 26,5 тысячи квадратных метров, которые сложно обнаружить благодаря мягкости линий.
«Проектирование – это способ заставить вещи работать, приспосабливаться и отвечать своим целям. Для меня это своего рода контрольный список: моя архитектура вне времени? Отвечает ли она всем требованиям, чтобы оставаться значимой на протяжении многих лет?»
Значимой архитектуру Сафди делает особая пластичность с искрой эмоциональности. Но помимо этого, у архитектора есть работы, наполненные особой силой и символизмом, – это музей наследия Хальсы в Индии и Мемориальный комплекс жертв холокоста Яд ва-Шем в Иерусалиме.
Музей наследия Хальсы в Индии
Музей наследия Хальсы возведён в городе Анандпур в 2011 году. Строительство музейного ансамбля посвящено 500-летию существования сикхской культуры. Архитектура комплекса гармонично сплетается с топографическими особенностями местности. Сами строения напоминают горы и холмы, несущие в себе природное спокойствие и величие. Территория комплекса, охватывающая 30 гектар, разделена на две части рвом. Связывает их между собой арочный мост. Сооружения отлиты из бетона, большая их часть облицована природным камнем песочного оттенка, но некоторые элементы оставлены в естественной грубой фактуре. Главное мемориальное здание в виде полукруга обладает несколькими ярусами по типу греческих амфитеатров. Выступающие из основной фигуры объёмные элементы представлены в вариации форм: плавные и округлые, прямоугольные и заострённые. Композиционную задумку завершает крыша, напоминающая лепестки цветка. Соединённые по пять, они символизируют пять главных добродетелей религии сикхов. Лепестки отделаны нержавеющей сталью, что создаёт эффект зеркального отражения неба. Сложившийся образ поражает своей динамикой экспрессивных форм в сочетании с классическими линиями, которые рождают нечто вдохновляющее, открывающееся солнцу.
Мемориальный комплекс жертв холокоста Яд ва-Шем в Израиле
Мемориальный комплекс жертв холокоста Яд ва-Шем в Иерусалиме – одна из самых эмоциональных и сложных работ Сафди. Проект по возведению нового музея и объединения всех единиц мемориального комплекса завершился в 2005 году. Музей располагается на горе Герцль. Для того, чтобы не нарушить ландшафт, «тело» здания было решено поместить под землю, на поверхности осталась только центральная ось композиции. Исторический музей представляет собой сооружение в форме призмы высотой 16,5 метра и длиной 183 метра. Находясь под земл`й, сооружение прорезает склон холма с южной части и выступает на северной. Внутри пирамиды «позвоночник» строения делится траншеями, врезанными в пол. Расположенные по диагонали, траншеи наполнены документальными материалами и артефактами. Одну из главных эмоциональных нагрузок обеспечивает световое решение. Люк на вершине призмы обеспечивает естественное освещение, которое может меняться в зависимости от времени суток. Также дневной свет создаёт впечатление солнечного пути по оси музея. Пройдя через всю экспозицию, посетители выходят на открытую галерею, с которой открывается вид на Иерусалимские холмы, что заключает в себе символику преодоления пути от тьмы к свету, от «пепла к жизни».
Сам архитектор подходит к своему ремеслу с долей психологизма и самоанализа: «Если в моей работе есть какой-то особый смысл, который, на мой взгляд, является глубоким и, возможно, заслуживающим признания, заключается он в том, что я не менял концепции. На самом деле, я подчинял себя, чтобы попытаться изменить суть концепции».
В 1978 Моше Сафди основал собственную архитектурную мастерскую Moshe Safdie and Associates, штаб-квартира которой находится в Бостоне, а филиалы – в Иерусалиме, Торонто, Шанхае и Сингапуре. Кроме того, архитектор был удостоен множеством наград и премий: премией Вольфа в области искусства, Золотой медалью AIA, присуждённой Американским институтом архитекторов, Орденом Канады – высшей гражданской наградой. Сафди преподавал в Йельском университете, Гарварде и университете имени Бен-Гуриона. Кроме того, архитектор выпустил несколько книг и сборник стихов.
Комментарии