Живые крыши: от мала до велика
Фумихико Маки: дверь в другое пространство
Фумихико Маки – японский архитектор, теоретик архитектуры, обладатель Притцкеровской премии и основатель собственной компании Makiand Associates в Токио. Проекты Маки поражают масштабностью и утончённостью, завораживают иллюзорностью и элегантностью. Каждая работа архитектора наделена застывшей подвижностью: восприятие меняется в зависимости от угла обзора, освещения, времени года и времени суток. Можно сказать, что работы архитектора живут и обладают особой энергетикой, которую не передать даже через самый лучший снимок.
Фумихико Маки окончил Токийский университет, после чего долгое время учился и преподавал в Америке. Работая преподавателем в университете Вашингтона в Сант-Луисе, Маки реализовал свой первый проект – новый корпус института Стейнберг-холл. Уже в этой работе архитектора видна направленность на нечто более глобальное, представленное в виде симбиоза японской духовности и европейской плоти. Здание выполнено в стиле позднего модернизма. Но также оно обладает теми характерными особенностями, которые будут присутствовать в каждом последующем проекте Маки. А именно: сочетание прямоугольных и технократических форм, игры света и теней, преобладание лёгкости, несмотря на тяжеловесную конструкцию.
На творчество архитектора во многом повлиял метаболизм – популярное архитектурное направление в Японии в 60-х годах. Метаболизм стал альтернативой доминирующему в то время функционализму. Главной идеей течения стал онтогенез – развитие архитектурных форм как индивидуального живого организма. И, несмотря на то, что Маки примкнул к метаболистам, его ранние работы также содержат черты функционализма. С одной стороны, Фумикихо Маки использовал чистые геометрические формы и монолитные конструкции, с другой – наполнял их воздухом, делая акцент на пространстве.
«Я не пытаюсь использовать сложные формы или текстуры в проектах. Это своего рода дисциплина, к которой я себя приучил. Существует загадочный метод для всего процесса проектирования, а также сознательные и бессознательные решения. Я не пытаюсь намеренно создать необычное пространство, наделив его тем, чего бы вы не видели. Вместо этого я с уважением отношусь к потребностям людей, к тому, что может им понравится или не понравится», – рассказывает архитектор.
В отличие от метаболистов, Маки интересовала групповая форма, в основе которой лежит идея развития и последовательного роста. Групповая форма не имеет определённого завершения, она динамична, способна наращиваться и меняться, входя во взаимодействие с окружающей средой. Так, в 1969 году Маки начинает реализацию своего самого крупного проекта – Hillside Terrace, на развитие которого потребуется 25 лет.
Hillside Terrace представляет собой миниатюрный город. Внешне он выглядит компактным, но внутри похож на лабиринт из аллей, террас и уютных двориков. При последовательном развитии Hillside Terrace Маки использовал различные методы, но в основе каждого лежит один принцип работы с пространством – движение вглубь. Несмотря на новаторский подход, в основе проектов Маки заложен традиционный принцип движения архитектурных форм. Пространство западной архитектуры стремится изнутри, тогда как японский взгляд – взгляд вовнутрь, вглубь. Hillside Terrace – яркое тому подтверждение. Конструкция из бетонных блоков не лишает силуэт лёгкости, которая приобретается именно за счёт пространства, стремящегося вовнутрь. Чистые линии Hillside Terrace где-то дополняются прозрачными слоями, где-то колоннами и панорамными окнами, создавая парадоксальный эффект устойчивой невесомости.
Также при строительстве Маки отталкивался от топографических, географических особенностей и внешнего облика Токио. Можно сказать, что Hillside Terrace – это уникальное явление, поскольку оно выражает сложные механизмы взаимосвязи между природой, пространством и человеком. Именно за этот проект в 1993 году Фумикихо Маки получил Притцкеровскую премию.
Ещё одним из принципов традиционной японской архитектуры является сочетание противоположного – так создаётся нечто целостное. Иллюстрацией этого может послужить медиа-лаборатория Массачусетского института технологии. Как созвучие оркестровых инструментов создаёт музыкальную симфонию, так и сочетание чистых линий, стекла и бетонной конструкции создаёт симфонию архитектурную. Несмотря на масштаб здания, оно кажется выполненным не из стекла и бетона, а из газовой переливающейся ткани. Во многом этот эффект достигается благодаря прозрачности фасада и асимметричности блоков. А колонны и полукруглая форма крыши завершают композицию мягким аккордом.
Одна из последних работ Маки – небоскрёб, выросший на Манхэттене в 2013 году. Высотка является частью комплекса Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Выдерживая канонический образ манхэттенских небоскрёбов, движение конструкции стремится вверх, но при этом обладает скрытым объёмом. Состоя из двух блоков, здание словно раздваивается, напоминая открытую дверь в другое пространство. Кроме того, это единственный небоскрёб ансамбля, обладающий не стеклянным, а зеркальным фасадом. Невесомость и воздушность высотки в буквальном смысле достигается благодаря природным факторам – отблеску солнца, неба и облаков. Композицию завершают нижние колонны башни, которые словно приподнимают её над землёй, позволяя парить.
Всё творчество Маки неоднозначно. С одной стороны его работы кажутся лаконичными и функциональными, с другой стороны – загадочными и непостижимыми. Но одно можно сказать наверняка – они наполнены светом и теплом, которых порой так не хватает мегаполисам.
Музей Ага-Хан в Торонто
Помимо Притцкеровской премии, Фумихико Маки был награждён Императорской премией, премией Вольфа, золотой медалью Американского института архитекторов (AIA Gold Medal) и золотой медалью Национального объединения архитекторов (UIA Gold Medal).
Комментарии