Живые крыши: от мала до велика
Посёлок «Хижина дяди Тома» в Берлине
В сказочном лесу, под кронами старых сосен, недалеко от голубого озера, стоит небольшой посёлок с удивительным и романтичным названием. Дома здесь раскрашены во все цвета радуги и чем-то похожи на коробку ярких детских кубиков: солнечно-жёлтые, огненно-красные, ярко-зелёные, небесно-голубые... Именно таким, ярким и немного волшебным, архитектор Бруно Таут (Bruno Julius Florian Taut) хотел видеть посёлок социального жилья «Хижина дяди Тома» (Onkel Toms Hütte). Но как это утопическая идея пережила столкновение с реальностью?
Хижина дяди Тома, отдельные виллы. 1928 год
История имени
Считается, посёлок «Хижина дяди Тома» (Onkel Toms Hütte) получил своё романтическое название вовсе не в честь знаменитой книги. Хотя опосредованное отношение к роману Гарриет Бичер-Стоу 1852 года это место всё же имеет. Дело в том, что вконце XIX века в респектабельном районе Берлина Целендорф (Zehlendorf) открылся загородный пивной ресторан под названием «Хижина дяди Тома». Хозяина заведения звали Томас, книга Бичер-Стоу была в Европе на пике популярности, так что название пивной звучало свежо и иронично. Заведение быстро приобрело общегородскую известностьи множество постоянных клиентов.И то, что его название «перешло по наследству» к посёлку социального жилья и ближайшей к нему станции метро, кажется вполне закономерным.
Но также вполне возможно, что автор проекта посёлка, Бруно Таут, читал книгу «Хижина дяди Тома» и даже вдохновлялся ей. В романе Бичер-Стоу есть глава «Посёлок в лесу», начинающаяся такими строчками: «Перед нами мирная картина. Мы входим в большую кухню, стены которой раскрашены яркими красками... Сбоку стоит маленькая качалка с подушкой из разноцветных лоскутков».И именно эти две идеи – «город-лес» и «яркие краски» – и стали основными при формировании внешнего облика посёлка «Хижина дяди Тома».
Бедные и богатые
Интересно, что завсегдатаями легендарного заведения «Хижина дяди Тома», давшего название посёлку, были вовсе не рабочие или мелкие лавочники. На террасе ресторана пили шампанское дамы в широкополых шляпахи господа в элегантных сюртуках. Целлендорф был в то время (и остаётся по сей день) одним из самых престижных и дорогих районов Берлина.
В конце XIX - начале XX века именно здесь стремились жить богатейшие люди немецкой столицы: потомственные аристократы, знаменитые художники и писатели. Так, в Целлендорфе находилась вилла самого известного немецкого импрессиониста Макса Либермана (Max Liebermann). Этот художник любил писать элегантную публику, сидящую на террасах ресторанов. И вполне возможно, на одном из его полотен изображена та самая «Хижина дяди Тома», позже давшая название экспериментальному жилому посёлку.
Сейчас трудно понять, что заставило немецкое некоммерческое строительное объединение ГЕХАГ (GEHAG) принять решение о постройке в роскошном Целендорфе посёлка недорогого социального жилья.Но в конце 1920-х, когда фирма начала осуществлять проект, Германию лихорадило.Только что отгремела серия опасных путчей и лишь немного поутихли профсоюзные забастовки, успешно добившиеся 8-часового рабочего дня. Раны Первой Мировой всё ещё не затянулись, в стране бушевала гиперинфляция, в воздухе витали революционные и социалистические идеи.
Безработные стекались в Берлин со всех концов страны. Дефицит жилья составлял сотни тысяч квартир. Руководство города пыталось разрешить проблему с помощью таких посёлков, как «Хижина Дяди Тома», чьё возведение финансировалось за счёт бюджета. Конечно, аристократическое население Целлендорфа возражало против возведения такого квартала по соседству. Но последолгих споров и многочисленных изменений в проекте в 1927-1928 году строительство посёлка «Хижина дядитома»всё-таки началось.B 1929 году первые дома были сданыв эксплуатацию. В том же году рядом с посёлком открылась одноимённая станция метро (U-Bahnhof Onkel Toms Hütte auf der Linie U3), а в 1932 году проект был окончательно завершён.
Разноцветные стены, волшебный лес
Главным архитектором проекта стал Бруно Таут, а его соавторами – Хуго Херинг(Hugo Häring)и Отто Сальвисберг(Otto Rudolf Salvisberg). К середине 1920-х годовТаутуже успел построить подобные социальные жилищные посёлки в Берлине и Магдебурге.
Этот архитектор был известен своей любовью к таким, казалось бы, плохо сочетающимся вещам, как конструктивизм, яркие краски, коммунистические идеи и любовь к природе. И в процессе строительстве «Хижины дяди тома в Берлине» Таут использовал все свои излюбленные приёмы. Прежде всего, архитектор отказался от любимой им прежде концепции «города-сада», прейдя к более естественному «городу-лесу».
В «Хижине дяди Тома» ели, берёзы и сосны растут между домами беспорядочно, как будто в настоящем (разве что не слишком густом) лесу. Кроме того, Бруно Таут специально ограничил высоту домов всего 2-3 этажами: ему хотелось, чтобы абсолютно все жильцы видели из окон стволы и кроны деревьев.
«Хижина дяди Тома» включала в себя как многоквартирные дома, так и отдельные семейные виллы (правда, последние стояли вплотную друг к другу, по внешнему виду также напоминая единый многоквартирный дом). Как и во многих подобных социальных посёлках, здесь были предусмотрены специальные помещения под парикмахерские, магазины, кафе и прачечные.Всё это помогало сделать быт жильцов более лёгким и комфортным.
Особое внимание Таут уделил колористическому оформлению домов. Он распланировал не только цвета стен, но и оттенки оконных рам. Например, окна зелёного дома должны были иметь красно-жёлто-белые наличники, а окна розового здания – жёлто-бело-чёрные. Подобная окраска сделала простые функциональные дома похожими на творения популярных в то время художников-авангардистов.
Хижина Дяди Тома. Первоначальные варианты расцветки домов
Кроме того, Таут разнообразил окраску домов в зависимости от того, в какой стороне они расположены: восточные здания имели синий, жёлтый или зелёный цвета, западные– красный или бордовый.Это было сделано для того, чтобы стены домов максимально эффектно выглядели при рассветном или закатном освещении.
Всё это вместе – близость к природе, яркие краски, проживание «плечо к плечу» с другими людьми, комфортный быт – по мнению Таута, должно было помочь сформировать настоящего «человека будущего».
Трудная судьба
Вскоре после окончания строительства посёлка в Германии пришли к власти нацисты. «Хижина дяди Тома» многим из них не понравилась. За яркие цвета её даже прозвали «Попугайским посёлком» (Papageiensiedlung), а часть домов перекрасили в более нейтральные оттенки. После окончания Второй Мировой были хотели отдать «Хижину дяди Тома» под охрану ЮНЕСКО, но эта попытка не имела успеха.
Сегодня «Хижина дяди Тома» – типичный район проживания немецкого среднего класса. Некоторые здания всё ещё сохранили оригинальную расцветку стен, окон и дверей, придуманную Бруно Таутом. Но многие дома уже перекрашены в более привычными немцам пастельные тона и практически не отличаются от типичных для Германии малоэтажных жилых кварталов.
Можно почитать:
Вильгельмсбург (Wilhelmsburg): попытка превратить гетто в образцовый город будущего
От амбициозной мечты Адольфа Гитлера до современного курорта
Четырёхэтажная Германия: История войны с небоскрёбами
Анархическая архитектура: новаторский подход Уолтера Сегала
Комментарии