Живые крыши: от мала до велика
Как сохранить «память места» и вдохнуть в территорию новую жизнь?
В рамках подведения итогов ежегодной всероссийской премии «Headliner года» прошла серия public talks, где обсуждались проблемы социального бизнеса, популяризации науки, продвижения частных инициатив. В рамках каждой сессии выступили номинанты премии, которые рассказали, как и зачем они реализуют свои проекты, с какими сложностями столкнулись и как взаимодействуют с обществом и государством. В этом году более 500 номинантов и на премию «Headliner года» со всех уголков России составили собирательный портрет «Героя нового времени». Дискуссия «Как сохранить «память места» и вдохнуть в территорию новую жизнь» была посвящена созданию нового культурного слоя в городах через сохранение исторического наследия и контакт с современным искусством.
Участники дискуссии обсудили, насколько наше общество готово работать с личной и коллективной памятью, как современное искусство меняет целые города и приживается ли на российской почве так любимое урбанистами «соучаствующее проектирование», предполагающее активную гражданскую позицию и личную ответственность за окружающий мир.
На дискуссии были представлены проекты самого разного масштаба и формата, как связанные с исторической памятью, такие как выставка «Последний адрес/5 лет» Анны Наринской, «Музей Авангарда» Александры Селивановой, RE-Школа Наринэ Тютчевой, городские таблички Юрия Осинина в Санкт-Петербурге и Натальи Тарнавской в Москве, проект «Слушай соловья» по защите малых рек в Перми Надежды Баглей; или же проекты, работающие с ревитализацией места, созданием новых точек и смыслов притяжения, такие как фестивали «Древолюция» Николая Белоусова и Ольги Старковой, «Архстояние» и «Арт-Овраг», о которых рассказала Юлия Бычкова, фестиваль стрит-арта «Место» в Нижнем Новгороде Никиты Nomerz.
Модераторами дискуссии выступили Юлия Зинкевич, куратор проекта «Приметы городов», генеральный директор агентства «Правила Общения», и Алиса Баранникова, архитектор, социолог, аналитик в Студии транспортного проектирования.
Наринэ Тютчева, руководитель «РЕ-Школы» и архитектурного бюро «Рождественка», рассказала о своих проектах по реконструкции бывших промышленных территорий и работе RE-Школы, рассчитанной на повышение квалификации специалистов разных дисциплин. Накопленный опыт позволил ей основать школу и делиться знаниями, чтобы число тех, кто профессионально и с пониманием дела занимается сохранением наследия росло. Она указала, что сегодня «сохранение наследия – один из очень важных профессиональных навыков, который всегда у нас считался прерогативой только реставраторов, в то время как я считаю, что любой специалист, работающий с историческим городом, исторической средой, обязан владеть всей палитрой инструментов, которая позволит последовательно улучшать и гармонично развивать пространства».
В продолжение она отметила что «важно, чтобы архитектор чувствовал себя прежде всего горожанином, жителем города, наделённым профессиональными полномочиями, а не небожителем». А также, что «Одна из важных проблем страны – разрыв материальной и культурной преемственности. Развитие должно быть поступательным, интенсивным, а не экстенсивным, лучше приводить в порядок и развивать то, чем мы обладаем, чем бесконечно заменять одно на другое, так как в этом случае не происходит качественных изменений среды».
Николай Белоусов, создатель фестиваля «Древолюция», рассказал об опыте проведения и согласования проектов в исторической среде, о передаче не только творческих, но и ремесленных навыков и вере молодых архитекторов в себя. Основной посыл этого фестиваля – создание у молодых архитекторов опыта быстрого проектирования и реализации, умения работать с памятью места.
«На «Древолюцию» отбираются студенты архитектурных вузов со всей страны. На 2 недели мы привозим их в интересное, пропитанное историй место, где они должны почувствовать степень возможного проникновения в среду и свои проекты реализовать своими руками. Я называю это инфицированием чувством дерева».
Одной из площадок «Древолюции» стал Таврический сад в Санкт-Петербурге. «Объекты в Таврическом саду были согласованы как временные, и было решено, что через неделю мы эти объекты уберём. Но когда инстанции увидели, что мы сделали, они пришли и попросили два объекта оставить, взяли их на учёт и даже присвоили им инвентарные номера. Хорошая история выявления и сохранения духа места».
Анна Наринская, журналист и куратор выставки «Последний адрес/5 лет», рассказала о проекте «Последний адрес», его создателях и своей работе над выставкой, в рамках которой были собраны и обработаны высказывания людей, на чьих домах активисты хотели установить памятные таблички о репрессированных жильцах. Этот опыт ещё раз показывает, насколько события почти вековой давности остаются актуальными и по-прежнему разделяют общество. Анна считает, что «это важная инициатива по увековечиванию памяти расстрелянных, причём абсолютно человеческая, народная, потому что, для того чтобы установить табличку, нужно либо получить согласие большинства жильцов дома, либо согласие организации, которая этим домом владеет».
Опыт установки табличек был разным в разных городах, но везде драматическим. «Эта, по сути, техническая вещь – согласование таблички – оказывается невероятно страстным опытом для каждого. Я переговорила с 30-ю участниками, и выяснилось, что это одна из самых запоминающихся вещей в жизни для человека, независимо от того, удалось ему установить табличку или не удалось». При этом важной частью истории стали и люди, которые были против установки памятных знаков. «Мы все говорим про память, как она важна. Но забвение тоже ужасно важная вещь. Почему мы не должны вообще слушать людей, которые не хотят помнить? Я на стороне тех, кто за память, но понять других страшно важно. Без этого мы не сможем правильно сохранять прошлое».
Юлия Бычкова, продюсер фестивалей «Арт-Овраг» (Выкса) и «Архстояние» (Никола-Ленивец), поделилась историей и опытом проведения масштабных фестивалей, которые не только совершают культурную интервенцию в среду, но и активно вовлекают местных жителей в творческий процесс. Именно взаимодействие разных сторон – художников, местных жителей, активистов, представителей бизнеса – создаёт ту синергию, благодаря которой такие проекты становятся успешными. В парке Никола-Ленивец «мы создаём новую память места, это оказывается нужным всем, и мы стараемся это сохранять».
От первого объекта Николая Полисского прошло 18 лет. «Какие ресурсы открылись художнику в начале проекта и какие мы до сих пор используем? Это гигантские просторы, бесконечные варианты природных материалов и ресурс в виде работы местных жителей. За годы парк разросся на 650 гектаров, объединяет 3 деревни, в одной живут 150 жителей, половина из которых работает в штате. В парк приезжают порядка 250 тысяч туристов в год».
Второй проект – «Фестиваль «Арт-овраг» – преобразование целого моногорода в нижегородской области, где очень продвинутый завод, у которого большой запрос на сотрудников с новым уровнем кругозора. Среди проектов фестиваля плоты, граффити, автобусные остановки, в недавно мы запустили самую успешную в России арт-резиденцию».
Александра Селиванова, руководитель Центра авангарда на Шаболовке, поделилась успешным опытом взаимодействия с местными жителями района, плотного застроенного памятниками эпохи авангарда 20-х годов, в самых различных аспектах: от проведения уличных мероприятий, до сбора материалов для музейной коллекции. По её мнению, это редкий пример заинтересованности обычных людей проблемами района и темами не самой простой исторической эпохи. «Последние 10 лет я занимаюсь градозащитой … и самым ярким кейсом была история Шуховской башни. В процессе я поняла, насколько важно этим заниматься вместе с локальным сообществом. … Люди не хотят это помнить, не хотят жить в этих домах и ассоциировать себя с этой частью нашей истории. Но на Шаболовке мы нашли отклик в самом начале, поскольку Шуховская башня не предмет дискуссии, это предмет, с которым мы хотим себя ассоциировать. Нечто уютное и домашнее».
Значительная часть проекта строится на контакте с людьми и помощи жителей района. «Что формирует локальное сообщество? Чаще всего это сильные эмоции. В нашем случае это был гнев, нежелание чтобы башню убрали. К нам стали проходить люди, которые готовы были тратить своё свободное время на сохранение и развитие района. … Эта история долгоиграющая, дело живёт, люди воспринимают место (музей) как пространство для развития, как место, где они могут реализовываться».
Юрий Осинин, художник, специалист по архитектурной керамике, вернувший петербургским мостам исторические таблички, рассказал о том, как первые впечатления от города на Неве дали толчок его проекту и об эволюции взаимоотношений с городскими властями. «Сначала мы сделали с коллегами массу эскизов названий мостов, пытались добавить что-то своё, но пришли к выводу, что исторический шрифт более убедителен, больше подходит городу. Сделали табличку, а потом ещё 15 мостов. Пошла активная реакция в соцсетях, администрация города не захотела выглядеть негативно и началась поддержка. Теперь мы делаем всё в открытую. На данный момент мы сделали таблички для более 80 мостов в официальном взаимодействии с администрацией города».
Наталья Тарнавская, проект «Вспомнить всё», рассказала о том, как найденные городские вывески и таблички придают домам и целым улицам новую значимость. По её мнению, история с вывесками не только делает город визуально интереснее и многограннее, но и расширяет исторические знания о нём.
«Лет 8 назад нам посчастливилось найти старую вывеску аптеки, которую мы восстановили. С тех пор мы мониторим чудеса в городе, ни одна из вывесок не придумана нами, все они были скрыты под штукатурной или под слоями краски». Проект не поддерживается городскими властями, серьёзные деньги на реставрацию собираются в результате краудфайндинга. «Вкладываются только простые москвичи. Как правило, люди не живут в этом доме, не работают, даже не каждый день проходят мимо. Просто поняли, что таких вещей в Москве очень мало».
Это история не только про реставрацию, но и про особенности жизни начала века, о бытовых деталях. «Например, мы нашли вывеску конторы Фалькевича в Кривоколенном переулке. Дом обычный, мимо которого гиды раньше проходили, а сейчас они стоят по полчаса и рассказывают не только историю Фалькевича, но и про то, как были устроены тресты, как ремонтировали автомобили. Эта история очень обогащает Кривоколенный переулок».
Евгения Казарновская, создатель совместно с художником Андреем Поповым проекта «Река Мира» в Суздале, рассказала о том, как важно для горожан соприкосновение с русской природой и историей, и о том, как их проект взаимодействует с жителями деревень. «У горожан есть потребность в тишине и бездействии. Сплавляясь по реке, я поняла, что могу этот опыт человеку подарить. По сути наш проект – это сеть маршрутов между Суздалем и Владимиром. Между двумя знаменитыми памятниками архитектуры есть заповедные села и старинные церкви, но и туда никто не приезжает. В рамках проекта мы собираем старые рецепты, местные жители готовят еду и накрывают большие столы на берегу реки. Река позволяет человеку почувствовать гармонию внутри себя»
Надежда Баглей, создавшая общественное движение в защиту малых рек «Слушай соловья», показала исторические природные точки Перми и рассказала о способах их оформления и благоустройства. А также описала свой опыт взаимодействия с застройщиками и руководством города. «В Перми 300 малых рек, человек всегда селился возле рек. Ещё в 20-е в городе был запроектирован парк. Директор Баухауса Ханнес Майер приехал в Пермь, чтобы запроектировать соцгород и парк, потому что считал, что при капитализме это невозможно».
«Реки и парки Перми – это зелёный каркас, который будет соединять все районы города. Сейчас в центре на месте психиатрической больницы с огромным парком строят жилой комплекс. Условие застройки – создание городского парка и открытый конкурс на его реконструкцию, который мы будем поддерживать»
Никита Nomerz, художник и основатель фестиваля стрит-арта «Место», наглядно показал, как стрит-арт даёт новый стимул для развития города и становится новой важной темой для привлечения туристов. «У нашего фестиваля нет поддержки и больших партнёров. Всё делается небольшой командой, и основная цель фестиваля – переосмысление городской среды, создание новых городских арт-объектов, точек притяжения. Стрит-арт выполняет несколько важных функций: создание благоприятной среды и креативное благоустройство. Многие объекты часто выглядят серыми и скучными, а после создания работ эти стены уже не подвергаются вандальным надписям. Вообще стрит-арт является неким оберегом стен и фасадов зданий.
«Моя задача как куратора показать всё многообразие уличного искусства. Мы проводим экскурсии, приходят люди разных возрастов – от подростков до пожилых. При согласовании у городских властей мы рассказываем, что у фестиваля есть огромный туристический потенциал и это часть туристических маршрутов».
Соня Эльтерман, главный редактор журнала Strelka Magazine, эксперт премии, показала лучшие и разнообразные кейсы, о которых рассказывал журнал. Показательные истории деревянной застройки Боровска, за которую боролись активисты, и в итоге Путин поручил сохранить два города – Королёв и Боровск. Или про волонтёров, которые обучали ребят из маленьких сёл программированию и из этого вышла история про сайт села Глазок, о котором узнала вся страна.
«Нас волнуют и какие-то государственные инициативы, которые позволяют реализоваться проектам, и герои-одиночки, которые несмотря ни на что делают свои проекты и в итоге добиваются поддержки или не добиваются, но продолжают. Если сегодня кто-то сомневается в своём проекте, эти примеры показывают, что точно стоит попробовать».
Рассказ Сони Эльтерман логичным образом подвёл итог предыдущим выступлениям примерами о том, что самые неожиданные и смелые инициативы находят отклик в обществе и поддержку властей различных уровней, от муниципалитетов до президентских программ. Те, кто нашёл в себе силы и желание выйти за пределы рутины, устоявшихся представлений о бизнесе, работе и творчестве, становятся проводниками новых идей в обществе. Именно этих людей и отмечает новая премия Headliner.
Премия «Headliner года» – ежегодная всероссийская премия, учреждённая в 2017 году. Цель премии – выделить и поддержать хедлайнеров года, идейных лидеров, вносящих весомый вклад в развитие культуры, науки, бизнеса, спорта и общественной жизни. Процесс голосования состоит из трёх этапов – народного голосования, экспертной оценки и финального решения жюри.
Комментарии