Живые крыши: от мала до велика
Архитектура молчания: церкви вне конфессий
В этой статье мы рассмотрим несколько общественных пространств, созданных для уединения и медитации. В названии этих проектов содержатся термины «церковь» или «часовня», но функционально они не являются таковыми. Для того, чтобы говорить на универсальном языке, архитекторы обращаются к символам: природа, культурный архетип, абстракция.
Часовня Ротко
В городе Хьюстон, штат Техас, находится часовня, получившая имя американского художника Марка Ротко. Её двери открыты для каждого, здесь можно медитировать, молиться или наслаждаться живописью. Часовня принимает религиозные общины, у которых нет своей площадки, здесь устраивают концерты авангардной и медитативной музыки.
В 1986 году в Часовне Ротко учредили премию Оскара Ромеро. Она присуждается общественным деятелям, которые, подвергая себя риску, борются за права человека.
Часовня возведена по заказу меценатов Джона и Доминик де Менил. Они пришли к выводу, что именно художники могут создать новые святилища для людей различных религиозных воззрений. В 1961 году чета де Менил обратилась к Марку Ротко и заказала цикл фресок для часовни.
Художник написал 14 работ: 3 триптиха и 5 одиночных фресок-картин. Марк Ротко отводил большое значение освещению своей живописи, он даже отказывался участвовать в выставках, если находил свет или расположение своих работ неудачными. Живопись Ротко сразу была сердцем часовни в Хьюстоне, архитектура подстраивалась под неё. Изначально архитектором был Филип Джонсон, но после разногласий с Ротко, Джонсон отстранился от проекта и над зданием работали Говард Барнстоун и Евгений Обри.
Ротко отталкивался от формы греческого креста и ориентировался на кафедральный собор Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло. Но затем часовни приобрела более абстрактное выражение – восьмиугольник, вписанный в греческий крест. Главный зал с фресками освещается через потолок, в течение дня живопись выглядит по-разному. Рассеянный свет позволяет краскам растворяться, создаётся иллюзия, что живопись сливается со стеной.
Перед входом в часовню находится площадь с бассейном, в центре которого помещено произведение Барнета Ньюмана «Сломанный обелиск». Абстрактная скульптура посвящена Мартину Лютеру Кингу-младшему.
Часовня тишины
The KamppiChapelв центре Хельсинки также известна под именем «Часовня тишины». В ней рады всем, независимо от религиозных взглядов или философии жизни. Часовня задумывалась как тихое место, где житель современного мегаполиса может отдохнуть от городского шума.
Архитекторы Киммо Линтула, Нико Сирола и Микко Сумманен из бюро К28 в 2012 году осуществили этот проект в рамках программы «Всемирная столица дизайна». Ещё до открытия часовня вызвала большой интерес и была награждена премией The Chicago Athenaeum International Architecture Award 2010.
Стилистическое решение часовни близко к минимализму и аскетизму. В просторном зале высотой 11,5 метров царит полумрак и не принято разговаривать. Стены часовни сделаны из нескольких пород дерева: интерьер обшит брусьями чёрной ольхи, снаружи – еловые рейки. Свет, падающий под углом, создаёт уютную атмосферу. По задумке архитекторов, когда человек находится внутри, кажется, что часовня обнимает его.
Молящаяся часовня
Solemn forest chapel построена в лесу рядом с многоконфессиональным кладбищем в Японии. Необычная для европейца форма постройки является переосмыслением традиционного стиля «гассё-дзукури» или «гашшо». В переводе это означает «молитвенно сложенные руки». Сильный наклон крыши, достающей до земли, олицетворяет две руки, сложенные для молитвы.
Солемн форест стал победителем Architizer A+Awards 2016 в номинации «Религиозные здания и мемориалы».
Архитектор Хироси Накамура задумывал проект, как место утешения. Часовня молится вместе с людьми, каждая её деталь разделяет горе того, кто пришёл сюда.
Здание впускает окружающий мир внутрь себя: стены наклонены внутрь, оставляя пространство для леса, чтобы он мог расти вокруг часовни. Крутая угловатая крыша покрыта алюминиевой черепицей, сделанной местными мастерами. Своей пористой текстурой она близка природе, является продолжением земли и деревьев.
«Читая между строк»
Фотография Филипа Дужардина
Молодые бельгийские архитекторы Питерьян Гийс и Арноут Ван Вэренберг в 2011 году создали Reading between the Lines, что переводится как «Читая между строк». Проект является частью программы Z-OUT, цель которой – выведение искусства в общественное пространство.
Здание высотой 10 метров построено из колонн и листов стали. Форма имитирует традиционные церкви в сельской местности города Борглона в Бельгии.
Фотография Филипа Дужардина
Церковь «Читая между строк» не выполняет свою классическую функцию, выступая скорее арт-объектом. В этом регионе много церквей, которые пустуют или стоят заброшенные. Архитекторы хотели привлечь внимание к возможностям этих памятников истории.
Фотография Филипа Дужардина
В зависимости от точки зрения «Чтение между строк» воспринимается либо как массивное здание, либо как частично растворяющееся в пейзаже. Для того, кто находится внутри, окружающий пейзаж предстаёт сквозь помехи абстрактных линий.
Комментарии