Живые крыши: от мала до велика
Что делать с «нелюбимым прошлым»? Реконструкция Петрикирхе
В советское время немецкую лютеранскую церковь Святых Петра и Павла на Невском проспекте перестроили в бассейн. После развала СССР здание вернули немецкой общине, к реконструкции здания привлекли немецких и российских архитекторов, которые не сошлись в главном вопросе: сохранять ли память о советском прошлом?
Петрикирхе практически ровесница города на Неве – первую церковь возвели в 1727 году, когда многочисленная немецкая община получила земельный участок на «Невской першпективе». Здание, которое мы видим сейчас, в 1838 году построил Александр Брюллов, соединив черты романской базилики и русского классицизма. Церковь была одной из самых больших в Российской Империи, рассчитана на 2000 сидячих мест.
Интерьер церкви Святого Петра в середине XIX века, цветная литография
В 1937 году Петрикирхе закрыли, во время Великой Отечественной войны здание использовалось как склад. В советское время было популярно превращать места, где думали о душе, в места, где заботятся о теле. Только в Ленинграде такая судьба постигла ряд зданий: шведская церковь Святой Екатерины стала спортивной школой, подворье Киево-Печёрской лавры – катком, церковь Милующей иконы Божией Матери в Галерной Гавани – станцией подготовки водолазов, Петрикирхе – бассейном.
Чертёж бассейна, 1958 год. Аскольд Изоитко
В 1962 году бывшая церковь приняла первых пловцов. Проект самого большого в Ленинграде бассейна разработал архитектор Аскольд Изоитко. Боковые входы, пол и подвальные помещения разобрали, чтобы разместить чашу бассейна. Плавательные дорожки длиной 25 метров находились на месте главного нефа, в алтарной части поставили 3,5 и 10-метровые вышки.
В 1993 году здание вернули немецкой общине. Над переустройством Петрикирхе работали российские и немецкие специалисты. Инженер Игорь Шарапан предложил план реконструкции церкви в 5 этапов, поскольку снос чаши бассейна привёл бы к «всплыванию» здания.
Верхнюю часть ванны частично разобрали, пол подняли на уровень 2го этажа бассейна. Трибуны, которые раньше находились на 3м этаже, теперь соединены с залом. Чашу бассейна перекрыли бетонными плитами, положенными на стальные балки. Конструкции проходят сквозь чашу бассейна и опираются на фундамент. Это сделано для того, чтобы в дальнейшем разобрать ванну и опустить пол главного зала на «брюлловский» уровень.
Главная проблема реставрации Петрикирхе сводилась к вопросу: до какого периода восстанавливать здание. Немецкие специалисты хотели сохранить напоминания о советском времени, российские коллеги – вырвать с корнем элементы «нелюбимого прошлого». К консенсусу обе стороны приходили только в отношении досоветского периода. Согласно представлению немецкого архитектора Фритца Венцеля и его коллег, церковь существует во времени. История величия и печальные события одинаковы важны. Российским архитекторам хотелось сделать из Петрикирхе приятное место.
Из-за отсутствия финансирования реконструкция остановилась на 1-м этапе. Подвал, с пронизывающими чашу бассейна стойками, сейчас работает как арт-пространство «Катакомбы». Здесь проводят авангардные спектакли и выставки. В 2007 году стены вокруг бассейна расписал американский художник Мэтт Лэмб. Ниша под алтарем стала памятником репрессий, стены украшены росписями Адама Шмидта – художника немецкого происхождения, пережившего депортацию во время Второй мировой войны и сталинские лагеря. В реальности сошлись оба взгляда на реставрацию, сохранив напоминание о советском времени и обеспечив верующих церковным залом.
Комментарии