Живые крыши: от мала до велика
Дышащая архитектура: Чайный дом Кэнго Кума в Германии
Японский дизайнер Кэнго Кума всемирно известен тем, что интегрирует традиционную японскую архитектуру в реалии XXI века. Во дворе Музея прикладного искусства во Франкфурте-на-Майне в 2007 году Кэнго Кума установил «Надувной чайный дом».
Кэнго Кума придерживается мнения, что послевоенное поколение архитекторов Японии старалось подражать США и использовало в строительстве стекло и бетон, что шло вразрез с японскими традициями. В 2008 году он опубликовал труд «Антиобъект: Разложение и распад архитектуры», в котором формулирует один из главных своих принципов: здание не должно вступать в конфликт с окружающей средой.
Кэнго Кума на открытии «Надувного чайного дома»
Кэнго Кума – поклонник архитектора Ричарда Мейера, который в 1985 году построил второе здание для Музея прикладного искусства во Франкфурте-на-Майне. Поэтому Кума согласился создать чайный дом во внутреннем дворе музея. Развивая свою идею «гибких зданий» и «слабой архитектуры», Кума решил создать дом, который не стоит прочно на земле, а парит над ней.
Кэнго Кума использовал современную форму и инновационные материалы, но сохранил традиционное понимание гармонии и отношение к пространству.
Ассоциации, которые рождает внешний вид чайной, далеки от традиционной японской архитектуры: кто-то сравнивает проект с двумя мячами для гольфа, арахисом, парашютом, космическим объектом. По задумке архитектора, зданием можно пользоваться по мере необходимости. С одной стороны, это уберегает проект от вандализма. С другой, идея временного жилья близка японским архитекторам из-за сейсмических особенностей страны. В XVI веке чайные дома часто сооружались как временные, поскольку в церемониях принимали участие самураи, вынужденные путешествовать.
Кэнго Кума работал над проектом 2 года, установили чайный дом во дворе музея за 20 минут
Японский дизайнер сотрудничал с фирмой «Sefar Architecture Tenara Fabric», которая специализируется на изготовлении архитектурной ткани «Тенара». Таким образом, традиционные материалы – рисовую бумагу и дерево – заменила двуслойная мембрана. Она пропускает 40 % света, достаточно прозрачна, чтобы создать ощущение, что человек находится «не внутри и не снаружи». Кэнго Кума комментирует, что для японской архитектуры очень важно размытие барьера между жилищем и общим пространством. Дизайнер старается получить новый вид прозрачности, взамен «не дышащей» архитектуре из стекла и бетона.
Площадь «Надувного чайного дома» 20 квадратных метров. Внутри находятся 9 циновок, электрическая плитка, ниша для очага и комната для подготовки к церемонии. Чайные дома всегда были тесными, поскольку здесь разум и тело сливаются воедино. По концепции, чувства заостряются в ограниченном пространстве, человек сосредотачивается на процессе чаепития, и мирские мысли исчезают.
Традиционная японская чайная церемония может длиться несколько часов и часто проходит вечером, поэтому «Надувная чайная» приспособлена к тому, что её будут использовать в тёмное время суток – внутрь ткани-мембраны интегрированы светодиоды.
Сегодня чайный дом служит по назначению только в оговоренные даты, или его можно арендовать для частных встреч.
Кэнго Кума постоянно обращается к образу чайного дома, находя новые трактовки этого символа японской культуры.
Oribe Tea House, Кэнго Кума
Floating Tea House, Кэнго Кума
Кэнго использовал ткань-мембрану тогда, когда казалось, что подобный дизайн зашёл в тупик и исчерпал свои возможности. Однако вскоре «воздушная архитектура» получила вторую жизнь. В 2008 году бюро Mass Studies создало надувной лес в городском парке Денвера. Итальянская компания 3GATTI, реконструируя офисное здание, разместила по фасаду надувные материалы из белого антибактериального технического нейлона. Немецкая концептуальная фирма Plastique Fantastique полностью сконцентрировалась на «надувной архитектуре». В 2013 году лауреат Притцкеровской премии 2019 года Арата Исодзаки спроектировал надувной мобильный концертный зал ArkNova.
Пространство Air Forest, бюро Mass Studies
Можно почитать:
Приручение геометрии – 5 проектов лауреата Притцкеровской премии 2019 Арата Исодзаки
Начало. Музей Человечества. Арата Исодзаки
Кэнго Кума: «Вся архитектура до модернизма – клад»
Татьяна Кнороз: «Мы строим дома, чтобы жить зимой, а японцы – чтобы жить летом»
Комментарии