Живые крыши: от мала до велика
Ленинградский модернизм - 4. Фасады
Заключительная серия «фасадоцентричных» проектов советского модернизма.
Живописание сталепрокатных училищ
Великолепный комплекс училища Сталепрокатного завода строился в период с 1975 по 1978 гг. архитекторами Билинским Ю. В. и Шихалевой Г. А., авторами, известными нам по не менее замечательному зданию НИИ лесного хозяйства, освещенному в предыдущей статье.
Этот архитектурный проект всем своим видом максимально противоречит типовому строительству. Пёстрое сложное здание с множеством деталей и основанных на машинной эстетике декоративных элементов. Построено оно с учётом участка и с некоторыми отсылками к отечественному архитектурному наследию, чем всячески пренебрегали при типовой застройке.
Один из фасадов комплекса представляет собой сложное взаимодействие отдельных архитектурных масс. Ступенчато поднимающиеся помещения с мастерскими, развёрнутыми на солнечную сторону, примыкают к плоскому объёму основного корпуса, который в угловой своей части делает плавный разворот. Острые углы всех поверхностей – широких опор нижнего этажа, гранёного остекления мастерских, все тектонические направляющие – умножают силовую тягу улицы Косая линия, которая под острым углом соединяется с соседней улицей.
По ходу движения раскрывается торец основного корпуса, который служит шарниром, соединительной костью двух частей комплекса – двумя выступающими стенами он режет границы здания.
Фасад главного корпуса покрыт рядами оконных групп, обыгранных объёмными квадратными рамками. По горизонтали они перемежаются декоративными панелями, облицованными, по всей вероятности, стальными пластинами и несколько напоминающими руст. Дополняют весь этот «оконный контрапункт» маленькие круглые вентиляционные окошки в верхней части фасада и крошечные балкончики лестничных секций, покрытых в свою очередь с одной стороны сплошным остеклением.
Эти выступающие на плоскости фасада лестничные секции полуцилиндрической формы дают сильную динамику, на конструктивистский манер устремляют весь объём корпуса вперёд, вдоль направляющей улицы. Более того, в зависимости от угла обзора они видоизменяются, открывая очередной нюанс, за счёт чего преобразовывается впечатление целого.
Устремление этой части комплекса завершается крупным полукруглым объёмом, сильно напоминающим «корму» силовой подстанции «Красное знамя» Э. Мендельсона, а венчает его ленточное окно балкона. И тут, казалось бы, сколько можно деталей (!), но архитекторы добавляют ещё одну, и весьма значительную – огромное, во всю стену, декоративное панно над главным входом, составленное разноцветной мозаикой рельефных блоков стали.
И вся эта подвижная и выразительная объёмно-пространственная композиция полихромна – облицовочная плита выкрашена в палевый цвет и охру, в отдельных местах, в частности у входа – бордовая штукатурка.
Вот вам и «пластически разнообразное использование конструктивных элементов», которых так жаждала архитектурная общественность.
Бриллиантовый руст
В заключение темы фасадов – самый фасадный из всех проектов.
Выразительное здание гаражного кооператива «Василеостровец» было построено уже в позднесоветское время – в 1985 году. В тот период «Василеостровец» стал одним из первыхмногоуровневых паркингов (8 этажей) и, несмотря на максимально функциональное назначение, его спроектировали небезынтересно, с оглядкой на ведущий архитектурный стиль.
По всему периметру здание опоясывает строй железобетонных пилястр. Между ними просвечивают лишь узкие вертикальные ленты окон. Нижняя часть пилястры имеет треугольное сечение, к середине высоты здания она уплощается, и через тонкую строчку вырастает во вторую часть. Верхняя часть сделана в форме пирамидки, что создаёт текстуру, подобную бриллиантовому русту. Всё вместе образует гипнотизирующий волновой эффект, который хорошо заметен при обзоре с угла.
Первый ярус здания, где находятся автомойка и мастерские, почти полностью застеклён, крупные витрины пересекают только столбы железобетонных опор, а предполагаемый цоколь выложен красным кирпичом.
Другой любопытный фрагмент здания – лестница. Очень пластичная, она будто змейкой нанизана на плоскую выносную консоль, которая делит каждый её участок сквозным шестигранным окном. Структурный профиль лестницы максимально созвучен ритму фасадных пилястр.
Можно почитать:
Ленинградский модернизм - 3. Фасады
Ленинградский модернизм. «Научный стиль» - 2. Фасады
Ленинградский модернизм. «Научный стиль» -1
Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Комментарии