Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Стилевые тенденции в промышленном дизайне 2019-2021
Интервью BERLOGOS с Владимиром Самойловым из дизайнерского консалтингового агентства Matveyev Samoylov concept development (в прошлом – Designet Team).
– Владимир, мы с Вами общались в 2016 году, и Вы рассказывали про тенденции 2016-2018 годов. Поделитесь, что происходит в промышленном дизайне сейчас. Можете назвать современные стили и течения, которые оформились совсем недавно?
– В этом году стали соединять несоединимые ранее вещи. Например, цветной и белый металлы, полированный нерж и латунь с бронзой. При этом в одном изделии может быть несколько материалов.
Раньше считалось, что это стилистически не очень чистое решение, но то, как это стали делать сейчас, смотрится отлично.
В этом году начали сочетать искусственное и натуральное, подобно тому, как в 2012 году Заха Хадид соединила камень и акрил для проекта компании CITCO.
Патрисия Уркиола создала для компании BUDRI коллекцию Agua, в которой белый мрамор соединила с цветным акрилом. Оба материала вровень, без стыков, слились в одну кубическую форму, при этом мы видим неровный рельеф акрила и мрамора, похожий на рельеф земли. Строительная сетка подчёркивает разницу натурального и искусственного материала. Всё вместе смотрится очень круто.
Раньше не было принято таким образом склеивать натуральные и ненатуральные материалы. Нам кажется, что в рамках экспериментов этот тренд обязательно продолжится в следующем году в Милане.
Патрисия Уркиола, Aqua для BURDI
Томас Алонсо для Сваровски
– Сможете ли Вы поделиться тенденциями будущего 2019-2021?
– Появилось течение, которое мы называем поэтический минимализм.
Классический минимализм, который все знают, был по ощущениям эстетско-пересушенный. В нём не было жизни, эмоций. Чистая функция, где убрано всё лишнее. В поэтическом минимализме вещи также сделаны минимальными средствами, но при этом они эмоциональны и образны. В Милане в этом году этого стиля было много.
Например, стеклянный стол с цветочным горшком в основании от Beriano Studio. Цветок тут добавляет эмоций, но при этом все формы функциональны: цветочный горшок поднимает столешницу над полом.
Или столики от студии Klemens Schillinger. Встроенные ниши здесь, с одной стороны,– утяжелители, с другой – играют роль полки для книг.
В этом году Erwan Bouroullec сделал для GLAS ITALIA (одна из лучших компаний, которая работает со стеклом) ширму. Это просто три листа стекла разной формы и модных цветовых оттенков желтого, розового и белого, слева висит зеркало. Вся фишка в том, как сделаны узлы, соединяющие элементы ширмы. Ширма выполняет свою функцию, она тяжёлая. Это безупречно функциональный объект, но он не холодный. Если бы это были просто белые листы из ровного стекла, это был бы просто минимализм. Здесь же – актуальные цвета, ребристая фактура, зеркало, узлы.
Тонко и изящно в прошлом году сделал светильники дизайнер Михаэль Анастасиадис для FLOS. Они большие, соединяются друг с другом по цепочке. Провода и многие технологические сложности скрыты, но при этом создаётся образное ощущение. Это декоративный свет, который ничего вокруг себя не освещает. Световая скульптура, вдохновлённая ювелирными украшениями. Арт-инсталляция. FLOS называют эти светильники «интерьерной ювелиркой».
На этом фото – подносы разных форм.
Латунное кольцо неправильной формы играет роль бортика подноса. Бортик – один из родовых признаков подноса, он функционально нужен, чтобы с него ничего не скатилось. Функция здесь обыграна разнообразием форм.
Поэтический минимализм может проявляться во многом. Это образ. Не материал.
– Пойдёт ли тренд поэтического минимализма в массы? Сможем ли мыувидеть такой стиль в магазинах IKEA в ближайшем будущем?
– Люди, которые ходят в IKEA, не настолько эстеты, чтобы такие вещи потреблять. Но мебель IKEA можно кастомизировать. И это новый тренд – на кастомизацию стандартной мебели под себя.
У людей есть желание собрать что-то самим, или по своей задумке и так, чтобы это выглядело качественно, не DIY. В России на этот запрос отвечают столярные мастерские «Сделай Вещь», «Дар Труда». Ты получаешь инструмент, но за эстетику, как правило, отвечаешь сам. Дизайнеры, которые могут разработать что-то почти икеевское,– это новая история, которая у нас только зарождается.
Atelier Rue Verte
В Европе уже давно популярны компании, которые занимаются кастомизацией мебели IKEA. Они производят панели, совместимые со стандартными кухнями IKEA, например, «Метод», «Бесто» и «Пакс», но «икеевских» отделок не делают. Например, с тем же цветным металлом на фасаде или с другим типом окраски, дизайнерской фурнитурой или ножками.
Reform
Superfront
У нас подобная компания –COVERNOW.
–Наверное, это хорошая ниша для дизайнеров – подстраиваться и делать дополнения к вещам, которые производят большие магазины, вроде IKEA или Leroy Merlin?
– Да, но нужно выявить потребность рынка. Московско-питерского рынка может оказаться недостаточно для функционирования этой бизнес-модели.
– Расскажите про уходящие тренды. Что уже совсем не модно?
–Сейчас ничего больше не исчезает бесследно. Тренд пришёл, наследил, ушёл, но следы остались и продолжают жить. Так что всё живёт практически параллельно.
–И в неоне тоже можно делать вещи, и они будут кому-тоинтересны?
– Неоновые цвета можно брать как детали, элементы, умеренно. Если кто-то покрасит комод во флуоресцентный зелёный, это точно будет немодно.
Неон стилистически быстро всем надоел, потому что любой сверх яркий тренд утомляет людей. А в цветных металлах очень большой потенциал изменчивости. Это натуральный материал, к которому человек давно привык. Технология его производства известна уже тысячи лет. Сейчас есть мода на неоретро, на 70-е, где цветного металла очень много. Много факторов определяют, что тренд ещё поживёт.
Тренды сосуществуют и мутируют, но не уходят совсем. Вс ё гармонично находит свою нишу. К тренду на неоретро, на 70-е, пару лет назад добавился тренд на 80-е. Но и 70-е никуда не делись с их лампами с рожками и мебелью на тонких ножках. Вдруг возникла волна диско:добавились диско-интерьеры, диско-шары, диско-музыка, увеличился рост продаж виниловых пластинок.
Я два года делаю системные лекции по Миланской выставке iSaloni и в них отслеживаю тренд на цветной металл. Два года назад он был лишь в деталях. В прошлом году цветным металлом стали покрывать целые плоскости: шкафы из меди, полированные, шлифованные латунью. В этом году изменился характер отделки и способ его финиша.
De Castelli сделали цветной металл патинированным. Здесь смешались три тренда: градиент, патинирование и цветной металл.
Они создали эффект градиента, но металл остался гладким, комфортным, без деструктивных элементов и окисей. Изменился лишь характер поверхности.
Актуально и патинирование в самом крайнем своём проявлении, арт-патинирование, когда на поверхности металлов появляются подтёки. Но даже в этом случае металл на ощупь остаётся гладким.
– На каких изделиях сейчас делают градиентное патинирование?
– Шкафы, ширмы, напольная плитка, вставка в деревянные панели, отдельные предметы мебели, стулья, табуретки, шкафы пристенные, книжные шкафы... Крайне широко.
– Раз цветной металл так давно популярен, значит ли это, что этот тренд сходит на нет?
– Это ежегодная интрига для журналистов, которые летят в Милан. Они обсуждают и делают ставки, что будет с цветным металлом. От самых экстремальных, что он пропадёт, до самых фантастических, что с ним будет и как он изменится.
Мы заметили, что есть большой тренд на более эмоциональный дизайн и на богатую колористику.
В дизайне стало очень много цвета, этот цвет тотальный, очень плотный, насыщенный, и он везде. Как говорят сейчас: цветовые акценты уже невозможно делать цветом, их делают графикой.
Цветной металл вряд ли куда-то уйдёт и в следующем году, потому что в глобальном тренде на эмоции он играет очень большую составляющую. Он заменяет золото, которое многие люди себе позволить не могут. В силу лёгкости обработки и относительно недорогой стоимости, цветной металл закрывает текущие потребности и ещё будет их закрывать достаточно долго.
Карл Лагерфельд в интерьере стиля Мемфис, 80-е годы
Неомемфис – тоже мутирующий тренд. В чистом виде его уже больше нет. Лишь отдельные элементы напоминают о первичном стиле.
Неомемфис появился, когда пришла волна интереса к 80-м. Мемфис 80-х, как один из наиболее ярких и недооценённых стилей в свои годы, стал востребован самыми молодыми дизайнерами, потому что он очень яркий и вдохновляющий.
The Hatch, Faye Toogood
Как только мода на 80-е вернулась, много молодых ребят сделали проекты в стиле Мемфис. На следующий год он стал меняться, туда добавился брутализм. Сейчас в стилистику добавился ар-деко. В чистом виде, как в первые годы, стиля уже нет. Это небольшой стилевой тренд, который быстро меняется.
История та же, что и с флуоресцентным цветом. Сначала его было немного, потом слишком много, потом он исчез и остался только в шнурках и деталях.
Скамейка из коллекции Neo Laminati, Kelly Behun
Сочетание стилей неомемфис и ар-деко
– Расскажите про выставку iSaloni в Милане, ведь именно тамВы черпаете идеи для своих исследований?
– Половину того, что происходит в Милане в апреле, никто не видит. В городе происходит больше, чем на самой выставке. Это мебель, это потрясающие иммерсивные инсталляции, которые затрагивают чувства. Там погружаешься в поток трендов.
Перед поездкой я составляю подробный план, общаюсь с журналистами, собираю информацию. За месяц мне на почту приходят пресс-релизы, приглашения, анонсы.
Чтобы Милан эффективно использовать, нужно к нему заранее готовиться и быть на ногах с утра до поздней ночи.
–Расскажите о планах на будущее.
– Мы планируем и дальше проводить структурированные лекции по итогам Миланской выставки. Это не мои впечатления, а аналитика. Материалы, паттерны, фактуры, экология, цвета, технологии, стили, инсталляции – люди хотят знать это всё от первого лица.
Комментарии