Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Даниил Анненков: «В процессе съёмки я всегда думаю о людях, которые над объектом работали»
Фотограф, фокус которого – современная архитектура Москвы и других крупных городов мира, рассказал BERLOGOS об основных задачах, принципах и особенностях архитектурной и интерьерной съёмки.
– Даниил, в чём, по Вашему мнению, основная задача архитектурной фотографии?
– Необходимо выполнить по меньшей мере две задачи: документальную и художественную.
В первую очередь нужно показать объект наиболее информативно, чтобы у зрителя появилось представление о том, как это здание выглядит само по себе и в контексте местности, обозначить его функцию.
Второй же задачей является передать эстетику, красоту архитектуры. На фотографии объект должен выглядеть лучше, чем в реальности. По моему мнению, это добавляет художественности, но важно соблюдать меру.
Всё это в совокупности должно вызывать восхищение и непреодолимое желание увидеть объект самому.
– На что Вы первым делом обращаете внимание в каком-либо объекте: сочетание материалов, формы, цвета и пр.? Что заставляет нажать на кнопку фотоаппарата/ «остановить момент»?
– Нажать на кнопку фотоаппарата заставляют время доступа к объекту и сроки сдачи фотографий заказчику (смеётся).
Первом делом обращаю внимание на то, что больше всего понравилось. В архитектурной съёмке обычно это самая яркая, красивая часть здания – средний план, скажем. Далее, в зависимости от ситуации, я перехожу к деталям и общему плану.
В интерьерной съёмке, наоборот, исхожу от общего плана, а дальше акцентирую внимание на частностях.
– Как с помощью фотографии передать характер объекта, его особенности?
– Построенное здание или созданный интерьер – это результат компромисса между архитектором и заказчиком, и поиск этого компромисса не всегда бывает лёгким. Кроме того, свои коррективы могут вносить и другие факторы: сроки сдачи, поиск материалов и пр. Думаю, всё это влияет на индивидуальные решения тех, кто работал над проектом. Словом, это всегда большой труд, к которому архитектор проникается почти родительской любовью. И я стараюсь именно это передать в своих работах. В процессе съёмки я всегда думаю о людях, которые над объектом работали, пытаюсь найти то, что для каждого наиболее ценно. Иногда это может быть и форма козырька, которую отстояли в споре с заказчиком, или выбранная дизайнером фактура и пр.
– Бывали ли случаи, что через призму фотографии менялось Ваше личное восприятие объекта?
– Иногда мы можем судить о чём-то довольно поверхностно и однобоко, потому что не уделили этому достаточно времени. Процесс съёмки способствует более осознанному восприятию объекта, поэтому чаще всего открываешь для себя и зрителей новые, как правило, положительные его качества.
– Вы фотографируете не только архитектуру, но и интерьер. В чём принципиальные отличия, особенности?
– Архитектурная съёмка, конечно, более масштабная. Но здесь присутствуют много факторов, которые не всегда зависят от фотографа. Я бы в первую очередь отметил природу: при разной погоде и в разное время суток здание может выглядит по-разному, и мне очень нравится передавать эти изменения,казалось бы, статичного объекта.
Если это общественное здание, то в кадр часто попадают припаркованные автомобили или объекты городской инфраструктуры, что, к сожалению, редко можно рассматривать как плюс.
При съёмки интерьера всегда есть возможность подвинуть стул или вазу для более гармоничного кадра, чего не сделаешь с автомобилем на улице.
– Насколько архитектурная фотография развита/востребована в России?
– Ровно настолько, насколько востребована в России сама архитектура, а не просто строительство. Думаю, в целом развитие есть, но пока больше в Москве и окрестностях. Важно, чтобы были средства для качественной архитектуры, грамотных общественных пространств и красивых частных интерьеров.
– Можете ли Вы дать несколько практических советов начинающим архитектурным фотографам?
– Подходить к процессу съёмки осознанно, не торопиться. Необходимо долго, вдумчиво и внимательно изучать объект. Никогда не бывает лишним обойти здание вокруг – часто это открывает неожиданные ракурсы.
Следить за творчеством Даниила можно в его инстаграме.
Комментарии