Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Федерико и Умберто Кампана: «Нам нравится быть алхимиками и трансформировать материалы»
Федерико и Умберто Кампана – бразильские дизайнеры, известные и любимые во всём мире. Братья родились в городке Бротас, выросли на фильмах итальянского неореализма; в детстве Фернандо хотел стать космонавтом, а Умберто – индусом. Сочетание двух таких непохожих мировоззрений и вылилось в их неповторимый дизайн. В основе их произведений – идеи трансформации и переосмысления, а также слияние традиций и новаторства. Типичные для Бразилии яркие цвета, национальные техники сочетаются с необычным применением современных материалов, часто переработанных. В своём интервью BERLOGOS братья рассказали о том, что их вдохновляет, и чему они обучают в своём институте в Сан-Паулу.
Фернандо и Умберто Кампана. Предоставлено Estudio Campana. Фото: Fernando Laszlo
– Как вы стали дизайнерами и когда начали работать вместе?
Умберто:
– Период диктатуры, длившейся с 1960-х до 1980-х гг., стал чёрной дырой для бразильской культуры, даже несмотря на то, что понятие «искусство» было признано коммунистическим. Я решил стать юристом, чтобы избежать военного режима, но всегда хотел быть художником. После окончания юридического факультета я жил в маленьком городке в штате Баия (Bahia), а в конце 1970-х годов вернулся в Сан-Паулу. Там я начал заниматься в мастерской по изготовлению скульптуры из терракоты и железа, а также посещал лекции по ювелирному делу. Потом я открыл собственную студию предметов ручной работы и пригласил Фернандо помочь мне с заказами в разгар туристического сезона.
Фернандо:
– Он пригласил меня просто заниматься доставкой, но я быстро понял, что могу достичь гораздо большего вместе с моим братом. Начало нашей работы не было запланированным.Я окончил факультет архитектуры и одновременно работал на 17-й Биеннале в Сан-Паулу, где имел возможность сотрудничать с Китом Харрингом, Анишем Капуром и Даниэлем Бюреном.
– Что вас вдохновляет и какие основные принципы вашего дизайна?
Умберто и Фернандо:
– Один из самых важных источников вдохновения для нас – это Бразилия. Её мультикультура постоянно подпитывает творческий процесс. Один из главных вызовов в нашей работе – это перенесение бразильской идентичности в дизайн, хотя на самом деле мы находим вдохновение во всём, что мы делаем. В самом течении жизни (life’s magnitude), в природе и в ремесленных традициях, которые часто утрачиваются.
Бразильский текстиль
– Какие техники и материалы вы используете? Какова роль национальных традиций в вашей работе?
Умберто и Фернандо:
– Мы наслаждаемся процессом открытия новых материалов и по максимуму применяем их до тех пор, пока можем предугадать принимаемые ими формы. Материалы – это те элементы, которые предопределяют проекты и концепцию, они указывают, чем они хотят стать: лампой или стулом. Нам нравится быть алхимиками и использовать наши ресурсы, чтобы трансформировать материалы во что-то новое, в дизайнерские предметы ручной работы. Интеграция ручной работы в массовое производство – это возможность делать вещи уникальными и узнаваемыми. В своей работе мы стремимся выстроить мосты между простым ремеслом (живым и человеческим) и современным индустриализованным миром. Бесконечные возможности ремесленного производства интересовали нас с самого детства. В Бразилии у нас есть огромное количество традиционных ремёсел, которые мы бы хотели оживить и продолжить. Мы очарованы этими техниками, многие из которых постепенно исчезают, поэтому мы бы хотели вдохнуть в них новую жизнь, представить их по-новому, как видим их мы.
Стул «Фавела», братья Кампана
Из серии Pirarucu, бронза и кожа пираруку (рыба), братья Кампана, 2017. Фото: Fernando Laszlo
– Вы работаете с итальянскими компаниями и галереями, что вы думаете о концепте Made in Italy? Интерпретируете ли вы его в своих проектах?
Фернандо:
– Наша семья имеет итальянские корни, которые сплелись с бразильскими обычаями, и получился уникальный микс культур. В нашем родном городе Бротас был замечательных кинозал 60-х годов «Cine São José», отец часто водил нас туда. Именно там мы часто смотрели итальянские фильмы Пьера Паоло Пазолини, Федерико Феллини, Лукино Фисконти, Микеланджело Антониони, и они, конечно, повлияли на наше мировоззрение. Значительная часть нашего дизайна вдохновлена Италией. Это точка пересечения разных миров. Бразилия – это молодая страна, не обременённая весом истории, а Италия несёт на себе отпечатки многих веков.
Умберто:
– Как Ромул и Рем были вскормлены в Риме, мы с братом были «вскормлены» итальянской культурой. Италия помогла нам значительно расширить наши взгляды на дизайн. Очень важной персоной в этом процессе стал Массимо Мороцци (Massimo Morozzi), креативный директор компании Edra, и вообще взаимоотношения, которые мы выстроили в процессе сотрудничества.
Диван «Удав» для Edra, братья Кампана
Cabana для Edra, братья Кампана
– Расскажите о вашем проекте Институт Кампана. Как возможна трансформация общества через дизайн?
Фернандо и Умберто:
– Сан-Паулу очень вдохновлял нас все эти годы. И в 2009 году мы решили, что пора дать ему что-то взамен и основали Институт Кампана, главной целью которого является трансформация общества с помощью дизайна. Одна из основных сфер деятельности института – это развитие социальной интеграции и образования как средств улучшения жизни людей. Мы создаём художественные и дизайнерские образовательные программы, а также проводим лекции и выставки из архивов института или совместно с другими учреждениями. В основном мы работаем в бедных районах Сан-Паулу, где стимулируем детское творчество, воспитывая в них позитивное видение будущего. Это как инновационное окно, открытое миру.
– Какой ваш любимый проект, или какой из ваших работ вы гордитесь больше всего?
Умберто:
– Кресло Vermelha – это наш первый предмет мебели, который стала выпускать крупная компания Edra, в затем MoMA приобрёл его для своей коллекции в 1999 году. Я думаю, что это кресло – нечто выдающееся, вневременное и оно вдохновило и другие наши работы – кресло Azul (1993) и стул Verde (1993), которые сделаны по тому же принципу, что и Vermelha.
Кресло Vermelha, братья Кампана
Кресло Azul, братья Кампана
Стул Verde, братья Кампана
Фернандо:
– И отель в Афинах New Hotel Athens, ре-дизайн которого мы создали в 2011 году. В этом проекте сочетаются старое и новое, создавая интересный контраст между использованием исторических афинских элементов и современными штрихами на всей территории отеля – от изящных зазубренных зеркал до современной мебели, созданной из переработанных материалов при участии студентом местного факультета искусств.
Можно почитать:
Мебель из вторсырья, за которую не стыдно
Комментарии