Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Клаудио Балестри: «Экология – главная ценность в дизайне сегодня»
Так считает президент фабрики Oikos. Фабрики, ставшей за 30 лет европейским лидером на рынке декоративных красок для стен. Клаудио – бизнесмен, который делает качественный продукт в условиях производства, не наносящего вреда окружающей среде. Эту же идеологию президент Oikos транслирует сообществу дизайнеров и архитекторов: «Вы проектируете места, где живут люди. И именно вы должны первыми позаботиться о том, чтобы ваши клиенты жили в здоровой обстановке».
Об этом и о многом другом мы поговорили с Клаудио Балестри во время его визита в нашу страну на традиционные «Дни Oikos в России». Разговор состоялся в пермском Декор-Центре. Дружелюбие и открытая улыбка моего собеседника обещали откровенный разговор. И я не ошиблась.
Клаудио с сотрудниками пермского Декор-Центра
«В моём ДНК – стремление идти вперёд!»
– Клаудио, расскажите о Вашей семье.
– Я из крестьянской семьи, которая к промышленности не имеет никакого отношения. В 25 лет открыл магазин, в котором продавал обои, краски и предметы декора. До этого пытался продавать женскую одежду, но это совершенно не моё! Ещё фотографировал, но я не понимал, как из этого сделать бизнес.
– Ваш магазин красок отличался от конкурентов?
– Магазин был, как сотни других. 1984 год. Мы продавали краски. В то время мир был немножко другим.
– А каким был мир?
– Не было средств связи, которые мы имеем сейчас. Телевидение и журналы – вот откуда мы черпали информацию. Запрос рынка не менялся так молниеносно, как сейчас. Но, в целом, принципы работы были такие же, как и сегодня. В магазине были каталоги. Стояли банки с красками… Но в моём ДНК заложена потребность в том, чтобы постоянно смотреть вперёд и искать что-то новое. Поэтому в этом магазине я чувствовал себя не на своём месте. Мне, например, не нравилось, что рисунок на обоях уже нарисован. Не мной. И вся моя работа заключалась лишь в том, чтобы презентовать клиенту то, что сделал кто-то другой. А это совсем не для меня. А что касается красок… Всякий раз, когда открывал банку, меня потрясывало от жуткого запаха химически ядовитых компонентов. У меня даже в горле першило от этого. Поскольку я с детства привык находиться на природе, для меня это было просто невыносимо. И тут передо мной открылись две дороги: или смириться с этой ситуацией, или же придумать что-то новое. Смиряться с чем-то – опять не для меня! Я выбрал второй путь и начал искать что-то новое.
– С чего начался этот путь?
– Я пошёл в библиотеку, чтобы понять, как декорировали стены в старину, какие материалы использовались. Выяснил, что это были материалы на основе извести. Мраморная крошка и известь существовали всегда. Поехал в Рим и Венецию и увидел, что в старинных строениях до сих пор сохранились эти материалы. «Как же сделать их актуальными сегодня?», – спрашивал я себя. А ещё: «где найти людей, которые могли бы эти материалы производить?» Так началась история компании Oikos.
– Где Вы их нашли?
– В Венеции. Там есть потомственные декораторы. Они передают своё ремесло по наследству, из поколения в поколение. Я встретился с этими людьми. Некоторые очень ревностно относились к своему ремеслу и не хотели делиться информацией. Ну а кто-то более мудрый охотно делился, понимая, что таким образом сохранит традицию. Итак, сначала всё освоил я сам. Потом начал находить людей, которые перенимали моё умение. Так и развивалась моя компания.
«В России людям важен декор стен»
– Каков портрет представителя Oikos в России? Он отличается от итальянца?
– Начну издалека. Если я поеду в Индию, то не найду людей, которые смогли бы осуществить работу с помощью наших материалов. У меня есть замечательная фотография, которую я сделал в Индии. На ней – очередь из маляров, которые ожидают, чтобы их наняли. Человек, купивший краску, выбирает одного из этой очереди. Тот садится на свой скутер и едет за хозяином. Если сказать маляру: «Делай так-то», он не поймёт. Испугается или засмеётся. Как тут передавать традиции Италии?
Приезжаешь в США. Там есть всё! Но нет стремления делать «живые» стены. Американцы хорошо водят валиком и кистью. Им не нужен штучный товар. Нужен конвейер.
А что в России? Когда я впервые приехал сюда, люди, которых я встретил, посмотрели, как правильно нужно делать работу, и через полчаса в точности исполнили то, что я им объяснил. Как же это возможно? Я очень удивился.
Как видите, у каждой страны есть своя культура и история. И есть определённая предрасположенность к тому, чтобы быть более или менее креативным. В России и в странах советского лагеря сложилась эта культура с элементами практичности и креативности. А ещё советским и постсоветским людям свойственно уважение к месту своего проживания. Они получают удовольствие от того, чтобы иметь дом с декором, а не просто крышу над головой. Не во многих странах так.
– Каким основным параметрам безопасности отвечает продукт Oikos?
– Сегодня, к счастью, ведётся много разговоров об экологии и экологичности. И многие люди уже начали понимать, какой вред нам наносят вещества, которые мы используем ежедневно. В 1984 году такого внимания экологии не уделялось. Важно было просто иметь хоть какие-то продукты. Очень часто люди даже не знали, что эти продукты могут наносить вред. Потом стали говорить о смертях от раковых опухолей. Все задавались вопросом «почему?». Рак был спровоцирован вредными веществами, которые использовались в быту и на производстве. Чтобы вести бизнес, люди часто этот вред выносят на рынок. Но я так не мог и не хотел! Я – крестьянин. И у меня сильна амбиция быть здоровым, а не быть богатым! Поэтому я и стал создавать экологичные материалы. В общем-то, мой бизнес прост: найти и создать экологичный материал и распространить его в массы! И всё!
Меня часто приглашают на различные конференции, чтобы я объяснил, как зарабатывать деньги, но при этом уважительно относиться к окружающей среде и к людям. Это всё возможно и реально, но, как и многие другие вещи, это вопрос воли и желания. Куда бы я ни ехал, пытаюсь это транслировать.
Мы живём в идеальном мире, но, к сожалению, сами хотим его менять в худшую сторону. Очень часто в своих личных корыстных интересах. Продукция Oikos полностью соответствует уважительному отношению к окружающей среде и человеку. Когда-нибудь, если у Вас будет желание посетить нашу фабрику, добро пожаловать! К нам приходят сотни людей! Не чувствуют никаких запахов. Удивляются, почему персонал не носит масок, а фабрика находится в 500 метрах от моря.
Важно отметить, что мы исключили из нашей продукции формальдегид –одно из тех веществ, которое вызывает рак. Процесс производства безвредных веществ является очень затратным и сложным, но это гарантирует нашим клиентам, что в их доме будет безопасно.
– Как Вы полагаете, в какую сторону движется дизайн?
– Сейчас уже не пользуется спросом классический стиль с вызывающе дорогими элементами. Даже классика стала минималистичной. Появляется спрос на инновационные решения.
«Меня вдохновляют поездки»
– Как на это реагирует Oikos?
– Мы не просто реагируем, а создаём тренды.
– Клаудио, можете ли сформулировать Ваши бизнес-правила?
– Их два всего! Первое – способность к предвидению тенденций. И второе – стремление к новаторству.
– А как проходит Ваш обычный день в Италии, когда Вы не в разъездах?
– Провожу много встреч! Слушаю потребности клиентов. Рассказываю сотрудникам, что вижу, когда путешествую, даю им стимул и информацию, чтобы развиваться в исследовательской деятельности. Сейчас я вдохновлён Питером. Ждите новых продуктов Oikos, которые будут представлены уже в следующем году.
– Можно ли сказать, что Oikos– результат вдохновения только Клаудио Балестри или есть другие разработчики, чьи идеи воплощаются в продукты?
– Сегодня я – лидер, который смотрит вперёд. Но в компании есть люди, которые мои идеи развивают. Моя роль – обеспечить работу команды. Идеи предлагаю не только я.
– Кто будет продолжателем Вашего дела?
– Хороший вопрос. У меня есть два сына, они взрослые. Одному 23 года, и он уже работает в кампании, а второму 21, и он сейчас тоже начинает трудиться у меня. Им это интересно, но они в таком возрасте, когда могут изменить своё решение, сказать: «Это не моё!». Они имеют на это право.
– И что тогда?
–Я надеюсь, что они всё-таки будут продолжать. Но в Италии говорят: «Все люди полезны, но незаменимых людей не бывает». Может быть, найдётся тот, кто лучше справится с задачей.
– О чём мечтает Клаудио Балестри?
– Мечты – эфемерная субстанция. Сначала они одни, потом меняются. Когда ты устал – мечтаешь об отдыхе, когда уже отдохнул – о чём-то другом. Мне кажется, никто из нас не может сказать, что у него есть идеальная мечта, которая не изменилась во времени. Возможно, то, чего каждый себе желает, – дожить до старости в добром здравии. Сначала у меня была мечта иметь детей, потом была мечта, чтобы они получили хорошее образование и воспитание. Это исполнилось. Мечтал, чтобы остались в семье. Но это утопия. Они не останутся. И вот ты проходишь свой путь, сотканный из мечт. Я многого достиг, но не хочу, чтобы обо мне говорили, как о самом богатом человеке на кладбище! Надеюсь, я прожил жизнь так, что обо мне и моём деле останутся только хорошие воспоминания.
Клаудио с Оксаной Тарасовой, директором по развитию Декор-ЦентравПерми
Павел Широких, директор Декор-Центра, и Клаудио Балестри (20 лет Oikos на рынке Перми)
Наталья Ханова, Олеся Софьина
Комментарии