Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
15 июля 2019 г.

«Дизайнер – не упаковщик, а исследователь»

На площадке Гиперкуба состоялся 4-й выпуск «Школы клиента» – ключевого ежегодного формата проекта «Дни промдизайна в Сколково». Параллельно с публичными сессиями прошла полнодневная деловая программа, ориентированная на налаживание взаимодействия между заказчиками и дизайнерами. Основное назначение «Школы клиента» – обеспечить обмен опытом между лидерами индустрии и начинающими разработчиками, дизайн-стартапами и высокотехнологичными компаниями. Эксперты рассказали о пути, пройденном их командой, акцентируя внимание на роли промышленного дизайна на всех этапах производства: от создания и визуализации идеи до реализации. Слоган школы в нынешнем сезоне – «Дизайнера вызывали?, или Как создать новую ценность?».

«Школа клиента»–2019 началась с выступления Наталии Суязовой, коммерческого директора АО НПФ «КВАНД-АСХМ» – российского поставщика комплексных интерьерных решений для коммерческой и бизнес-авиации. Суязова задала тон обсуждению стратегий, позволяющих промышленным дизайнерам из России отвоевывать обратно собственный рынок, обходя зарубежных конкурентов. «Российским дизайнерам не доверяют, предпочитая иностранные компании, хотя качество нашей работы не отстаёт от западного – мы не только владеем аналогичными технологиями, но и знакомы с отечественными разработками, которые дешевле обойдутся для заказчика», – пояснила она.

В сегменте эргономичных пассажирских салонов производителям сыграли на руку санкции, заставившие крупных заказчиков, в том числе государственных, обратиться к услугам отечественных поставщиков. В итоге были найдены аналоги практически для всех элементов конструкции, за исключением импортируемых из Германии креплений для пассажирских кресел, но как только на рынок будет выпущена российская разработка, последняя брешь будет успешно закрыта. Эксперты установили, что наш рынок может предложить перспективные варианты даже для самой главной составляющей интерьера, к которой всегда предъявлялись повышенные требования – пассажирского кресла, функции которого – в нивелировании нагрузок и неудобств при взлёте и посадке. Изготавливаемые на заводах России интерьеры соответствуют всем основным критериям качества: удобны как пассажиру, так и экипажу, эстетически приятны и отвечают международным нормам безопасности. «КВАНД-АСХМ» обещает, что технологии, применяемые в российском производстве, позволят продлить срок службы кресла до 10+ лет. В настоящее время компания участвует в тендере на дизайн салона нового пассажирского самолета МС-21, который должен составить конкуренцию «Боингу-737».

Еще одна компания, поделившаяся опытом сотрудничества с крупными коммерческими заказчиками – резидент сколковского кластера «Энерготех» «О3-ИННОВАЦИЯ», входящая в «ГРУППУ О3» и производящая огнеупорные, антикоррозийные и другие специальные покрытия. На первый взгляд связь подобного производства и инновационных дизайн-стратегий неочевидна, однако завесу тайны приоткрывает статистика: около 17% зданий в таком мегаполисе, как Москва, составляют серо-ржавые объекты промзон, экстренно нуждающиеся во включении в общую городскую среду. «О3-ИННОВАЦИЯ» впервые предложила при помощи специальных покрытий не просто защищать фасады от разрушения, но и одновременно создавать арт-объекты – и сумела убедить в этом заказчиков, изначально не заинтересованных в дизайне. Лицом новой кампании стал проект оформления ёмкости газовой станции, стилизованной под банку советской сгущёнки. «Что есть сжиженный газ, как не сгущёнка? – спрашивает и одновременно утверждает руководитель отдела перспективного развития Елена Беликова. – Такой дизайн делает объект узнаваемым и радует людей: современная промышленная среда должна быть не только безопасной, но и комфортной для пребывания».

Подобные росписи, нанесённые на промышленные объекты или здания, получили у производителя название «муралы» (от англ. mural – фреска) – от обычного стрит-арта их отличает наличие центральной идеи, в положительном ключе представляющей заказчика в пространстве города. Несмотря на то, что собственник объекта не всегда готов платить за дизайн и, как правило, стремится ограничиться обычным покрытием, опыт Елены Беликовой показывает, что разница в цене между дорогим и качественным покрытием большой площади с и без дизайнерской росписи настолько несущественна, что многих клиентов можно убедить выбрать мурал вместо обычной покраски. В настоящее время компания работает над проектом «Ростеха»: разрабатывает дизайн для одного из московских заводов, чтобы преобразить ржавые фасады, обращённые на соседние дома композицией в стиле «Моя Москва».

В преддверии старта Московского урбанистического форума особенно актуальным оказалось решение для городской среды, представленное стратегическим партнёром ИЦ «Сколково» – компанией Panasonic Россия: в настоящий момент технологический гигант выводит на отечественный рынок вертикальные теплицы, уже получившие широкое распространение в европейских и американских мегаполисах. «Мы провели опрос по России и выяснили, что свежие овощи регулярно бывают на столах горожан только в Москве и Санкт-Петербурге», – привела неутешительную статистику менеджер проекта по городским вертикальным теплицам Нажия Хабитова. Именно жители городов, имеющие привычку постоянно употреблять в пищу свежевыращенные продукты, и являются целевой аудиторией проекта: теплицы позволяют выращивать зелень непосредственно в доме. Таким образом разработчики не только предлагают инновационный сервис, но и устраняют целый ряд факторов, способствующих загрязнению окружающей среды: исчезает необходимость в доставке продуктов, использовании пестицидов, фильтрации и вентиляции воздуха. Кроме того, уход за растениями создаёт отношения добрососедства – таким образом, дизайнерское предложение по размещению теплиц на фасадах не только закрывает потребности жильцов, но и является настоящей социальной инновацией. Первый жилой комплекс с вертикальными теплицами появится в Раменках: специально для строительной компании «ФСК-Лидер» в Panasonic разработали мобильное приложение, позволяющее жителям заказывать зелень из теплиц на дом. Установка и эксплуатация вертикальных теплиц с японской технологией выращивания выгодна не только потребителям, но и девелоперам – средний срок окупаемости устройств составляет 3 года.

Завершил программу интерактивный мастер-класс от руководителя бюро pdopd.co, преподавателя Британской высшей школы дизайна и бизнес-школы Сколково Александра Ненашева, посвящённый универсальным дизайн-стратегиям, применимым как к созданию отдельных проектов, так и к формированию миссии компании и выстраиванию индивидуальной карьеры. Эксперт назвал три тренда в современном дизайне: цифровизация, взаимодействие со средой и взаимодействие с командой. Сегодняшние дизайн-предложения должны закрывать потребности пользователя в мгновенной коммуникации и поддерживать экологию существования во всех её аспектах. При этом дизайнер становится исследователем, определяющим главный запрос клиента.

Во взаимодействии с коллегами также происходит изменение парадигмы. Уходят в прошлое команды дизайнеров, собранные «под задачу» – на смену им заступают сети специалистов, объединяющие не только дизайнеров и разработчиков, но и экспертов различных направлений. Когда возникает проблема, из сетевой структуры формируется рабочая группа, которая уточняет запрос, ставит задачу и выдаёт ответ. «Новое поколение не готово вписываться в старые схемы с обязательными отчётами и соревнованиями, – поясняет Ненашев. –  В сетевых командах – люди поколения Z. Им нужно больше свободы и осознанности, у них другая мотивация». По мнению специалиста, сейчас молодые специалисты нацелены на создание собственной марки после 2-3 лет работы по профилю. Создание дизайн-стартапа для них – точка роста и возможность выйти на рынок.

В заключение Александр Ненашев предложил обратить внимание на новые подходы, ещё не получившие распространения в России. «Социальные и экологические кризисы заставляют людей думать по-другому, – пояснил эксперт. – Жители городов размышляют над тем, могут ли они позволить заводу и впредь так же распоряжаться ресурсами и окружающей средой, как было всегда, и отвечают: нет». Новый тренд в мировой практике – дизайн устаревания: переход от ресайклинга к проработке проблемы устойчивого развития в глобальном мире.

Именно создание таких новых ценностей, как коллективное взаимодействие, долговечность, эстетика среды, технологии комфорта и восстановление связи с природой, и является на сегодня основным вектором дизайна эпохи 4.0. Прежде, чем предложить идею, дизайнеру необходимо произвести сбор и анализ данных о клиенте: его задача как специалиста – понять, в чём на самом деле заключаются сложности в производстве и эксплуатации продукта, и не просто изменить его облик, а помочь производителю превратить точку боли в точку счастья. Если переход от индустрии 4.0 к 5.0 успешно завершится, и новые цели получат поддержку государства и общества, будет воплощён в жизнь девиз «Дней промдизайна в Сколково»–2019: «Вся власть – дизайну!».




Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие новости

21 февраля 2020 г.
20 февраля 2020 г.
11 февраля 2020 г.
28 января 2020 г.
6 декабря 2019 г.
5 декабря 2019 г.
8 ноября 2019 г.
25 сентября 2019 г.
4 сентября 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта