Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
9 июня 2016 г.

Тору Касихара: «Нельзя быть архитектором и забывать про простых людей»

«3/11» – так в Японии называют катастрофу, произошедшую на востоке страны в марте 2011 года. Тогда в результате цунами, вызванного мощным землетрясением, были разрушены многие города, число погибших и пропавших без вести превысило 20 тысяч человек.

Около 200 тысяч человек лишились жилья, а жители близлежащих районов от атомной станции Фукусима были вынуждены покинуть свои дома.  Тогда перед японскими архитекторами встала задача по восстановлению и реконструкции населённых пунктов, обеспечению временным жильём. О поисках новых путей развития японской архитектуры и о проблемах, с которыми ей пришлось столкнуться после разрушительного цунами, рассказал Тору Касихара, архитектор из Японии.

 – До «3/11» в Японии уже случались катастрофы, которые кардинально меняли подход к градостроительству. Во время Великого землетрясения Канто в 1923 году Токио, застроенный в основном деревянными зданиями, почти полностью сгорел из-за повсеместных пожаров. После этой трагедии был принят ряд законодательных мер, давших совершенно новое направление развития Токио. Например, запрет на постройку деревянных домов, поощрение строительства широких проспектов, чтобы огонь не перекидывался на соседние здания и т.д.

Вторым ключевым моментом для градостроительства в Японии стала Вторая Мировая Война. Снова были разрушены многие города, в том числе и Хиросима, а Токио сильно пострадал после американских бомбардировок. Соответственно, началось новое планирование. И уже в 1964 году в Токио проходили Олимпийские Игры. А в 1970 году в городе Осака прошла Всемирная выставка Экспо,  которая является символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений.

Национальный Олимпийский стадион, Токио. Архитектор – Кэндзо Тангэ

Во многом всё это было и заслугой японских архитекторов. Современная японская архитектура высоко оценена миром. Показателем этого может служить то, что среди японских архитекторов 6 лауреатов Притцкеровской премии. И некоторые из них имеют большой опыт работы строительства домов после землетрясений. Например, Сигэру Бан после землетрясения в Кобе (Япония) в 1995 году создавал дома, фундаментом которых служили ящики от пивных бутылок, наполненных песком, стенами – рулонная бумага, потолком – полог палатки. Он же на месте разрушений после землетрясения в Новой Зеландии создал деревянную церковь, основой конструкции которой были бумажные трубы.

Как изменилась архитектура после «3/11»

Сегодня население центра Токио составляет 10 млн. человек. Но Токио это не только центр, он вобрал в себя близлежащие города и разросся до 40 млн. человек, став самым большим по численности населения городом в мире. И «3/11» поставило вопрос о том, как можно реконструировать уже не один город, а всю эту большую территорию.  «Прошло пять лет, и до сих пор мы не нашли ответа», – резюмирует Тору Касихара. Но большую часть архитектурных проектов после этой катастрофы отличает их остросоциальная направленность.

Проект «Дом для всех»

«Дом для всех» – так назывался мелодраматический сериал, очень популярный в Японии. Этот понятный для японского общества образ и послужил названием для проекта, организованного лидирующими японскими архитекторами во главе с дуэтом «Санаа», Сэдзима Кадзуё и Тоёо Ито.

Его суть заключается в том, чтобы люди, лишившиеся дома и семьи, могли бы собираться вместе, поддерживать друг друга. Дизайн каждого дома индивидуален – все архитекторы, участвующие в проекте, представляли свой вариант. Главная задача была в обеспечение «минимального» жилья, лёгкого в постройке, способного стать «домом для всех».

На  XIII Венецианской биеннале архитектуры этот проект удостоился главного приза – «Золотого льва». Он был присуждён не за художественные находки, а за саму идею, за отношение и подход. 

«Дом для всех», Кохи Хиранума

Японский павильон на Венецианской биеннале 

Группа «Аркиид»

Она была организована совсем молодыми архитекторами. Они вместе с жителями тех районов, которые пострадали от цунами, обсуждают сам проект восстановления территории. Это сделано для того, чтобы сами жители представили, каким они хотят видеть свой новый город. Архитекторы, многие из которых студенты, выезжают к пострадавшим от землетрясения и общаются с ними. И уже на основе их мнения специалисты представляют свои варианты проектов.

Проект «Потерянный дом»

Идея проекта родилась из дискуссии среди студентов о способах использования сети архитекторов и университетов, чтобы дать  большему количеству людей возможность связываться с пострадавшими регионами и помогать в их восстановлении. Проект направлен на воспроизведение архитектурной модели домов, такими, какими они были до стихийного бедствия в масштабе 1/500. «Потерянный дом» охватил научно-исследовательские лаборатории в 22 университетах, а также более 500 студентов. Лидер этого проекта говорит, что нужно понять, какие ощущения и воспоминания у людей от города. И, если осталось что-то негативное, не стоит возводить его заново. 

Заседание с местными жителями 

«Архитектура была убита» – так сказал Арата Исодзаке, известный японский архитектор, когда комментировал проект для стадиона Олимпиады 2020 года, в котором главной составляющей, по его мнению, был дизайн. Но архитектор обязан думать об интересах общества и нации. Проект Захи Хадид он рассматривал как интервенцию в пространство Токио, кроме того, считал, что реализация этого проекта слишком сложна, в том числе и финансово. 

Проект стадиона для летней Олимпиады 2020 года в Токио. Архитектор – Заха Хадид

Для оценки архитектуры есть три критерия: личная точка зрения, художественная/эстетическая и социальная. И, по мнению Тору Касихара, заниматься только архитектурой, не обращая внимания на общество, уже сложно. Эстетическая составляющая отходит на второй план перед социальными потребностями. Примером тому может служить и проект «Дом для всех».

Фото предоставлены ВЦ «Пермская ярмарка» и Тору Касихара

Текст: Жанна Файзулина



Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта