Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 сентября 2016 г.

«Русский Чикаго» эпохи модерна. Столичные атрибуты Ростова-на-Дону

Ростов-на-Дону сейчас – это центр Южного Федерального округа. Несмотря на то, что в Краснодар потихоньку переносят всё больше и больше властных полномочий, Ростов пока ещё остаётся «папой» российского юга. Был он таковым и на рубеже XIX в. – начала XX в., когда город называли «русским Чикаго» и «донским Вавилоном». Активному превращению Ростова в крупный торгово-промышленный город Российской империи, где был зафиксирован третий по величине товарооборот экспорта в стране (активно вывозили хлеб и железо), способствовали развитие порта (Ростов – «город пяти морей») и железных дорог (город находится на пересечении трёх ж/д веток и Дона). И о предприимчивости местных миллионеров (купцов, промышленников и фабрикантов) не стоит забывать. Кстати, о железной дороге – это неизменный атрибут развития городов тех лет. Сегодня ростовский железнодорожный музей считается одним из лучших в России и обладает уникальными экспонатами паровозов (в основном, советских): будете в Ростове-на-Дону – обязательно там побывайте. И не забудьте о прогулке по старому Ростову…

МЕСТНЫЙ БРОДВЕЙ

Старый Ростов – это Соборная площадь и прилегающий к ней район с узкими, протяжёнными улочками, похожими на нарезанные линии на Васильевском острове Санкт-Петербурга; это Пушкинская улица – прогулочная аллея, которая всё никак не заканчивается, где за деревьями прячутся особнячки знати; это Большая Садовая улица – магистраль с представительскими торговыми домами, городскими особняками и главными государственными учреждениями, участок которой называют «Ростовским Бродвеем», где чуть ли не каждое здание носит фамилию его создателя – какого-нибудь крупного купца или фабриканта.

Соборный переулок 

Две параллельные улицы, Пушкинская и Большая Садовая, являются главными ростовскими променадами. Обе улицы начинаются, по сути, от реки Темерник, впадающей в Дон, и выходят на Театральную площадь. Пушкинская – полностью отдана пешеходам; обилие зелени и деревьев создаёт спасительную тень во время жары. Большая Садовая на самом деле садами не обладает, зато может порадовать широкими тротуарами и деревьями. Гулять по старому городу – одно удовольствие; передвигаться на машине – сложнее: проблемы с парковкой и пробки никто не отменял.

Ул. Серафимовича 

Ростов-на-Дону – российские «ворота Северного Кавказа». Сравнительно молодому городу, который активно развивался с середины XIX века, требовались все необходимые «столичные» атрибуты – из кирпича и камня: внушительное здание администрации, просторные торговые дома – универмаги, красивые театры и кинотеатры, презентабельные штаб-квартиры крупных компаний, богато украшенные городские особняки, выразительные доходные дома. Всё это появлялось в Ростове на рубеже XIX-XX вв. Знаковые дома строились в стиле эклектики, неоклассицизма и модерна, причём разнообразного – от классицизирующего варианта до рационалистического.

 

ОЩУЩЕНИЕ «СТОЛИЧНОСТИ»

Прогуливаясь по старому Ростову, в окружении качественных доходных домов и стильных особняков, я не могу избавиться от ощущения «столичности». Недаром называли Ростов в те времена «русским Чикаго» – за размах строительства, за активную бизнес-среду, за наличие средств… Благополучная финансовая ситуация позволяла заказывать проекты у крупных архитекторов тех лет, преимущественно – из столицы или получивших образование там (Перетяткович, Померанцев, Бекетов).

Петербургский архитектор, академик М.М. Перетяткович возвёл 3-этажное здание Госбанка в стиле неоклассицизма (1913-17; пр. Соколова, 22А). Постройка имеет П-образную конфигурацию в плане и выходит парадным фасадом на Новую Базарную площадь (ныне площадь Советов), а боковым – на Большую Садовую. Здание Государственного банка, как и ряд других построек автора, тяготеет к подчёркнутой монументальности и демонстрирует величие, ведь банк – это важный атрибут «столичного» города. Хранить деньги надо в надёжном месте. Массивный облик здания формируется с помощью 10-колонного портика тосканского ордера (плюс две пилястры по бокам), крупного фронтона со скульптурами (автор арх. Л.А. Дитрих), мощного аттика и двойного купола (проект профессора Петербургского института гражданских инженеров П.И. Дмитриева).

За несколько лет до этого в Ростове появилось здание правления Волжско-Камского банка (1906-09; Большая Садовая, 55), одного из крупнейших банков в России и главного кредитора Владикавказской железной дороги. Успешный архитектор тех лет А.Н. Бекетов, много строивший на юге России, в Крыму и в родном Харькове, на этот раз отошёл от эклектики и неоклассики. Будучи выпускником Императорской академии художеств и академиком архитектуры, Бекетов решил обратиться к уже проявившейся традиции рационализма и построил здание согласно композиции и приёмам, характерным рационалистическому направлению в архитектуре модерна с элементами неоклассики (руст, карниз, арочный вход). Угловое, ассиметричное в плане здание получило выразительную объёмную композицию. Главный фасад украшен горельефными масками, которые «держат» вывеску банка и находятся между огромными двухъярусными окнами операционного зала.

КВАРТАЛ ПОМЕРАНЦЕВА

Ещё один крупный петербургский архитектор рассматриваемой эпохи, академик и специалист по церковному зодчеству А.Н. Померанцев, возвёл в Ростове сразу несколько объектов в одном районе. К его знаковым проектам относятся расположенные рядом друг с другом гостиница «Большая Московская» (1893-96; Большая Садовая, 62; совместно с нахичеванским архитектором Н.Н. Дурбахом), Городская дума и Торговый дом (1895-96, Большая Садовая, 47) и доходный и торговый дом «С. Генч-Оглуев и И. Шапошников» (1883; Большая Садовая, 68/40).

Гостиница «Большая Московская»

Домдвух нахичеванскихкупцов Генч-Оглуева – Шапошникова более известен в народе как «дом с морским коньком»: конёк на шпиле был установлен в советское время, когда здесь находился рыбный магазин «Океан». В 1880-х годах, когда Большая Садовая улица только застраивалась капитальными каменными зданиями, этот объект оказался, вероятнее всего, первым многоэтажным доходным домом в Ростове. Жилые помещения располагались на последнем этаже, тогда как первый этаж стал торговым, а второй – конторским. Дом выполнен в стиле эклектики, где преобладают пышные барочные элементы: дал знать купеческий характер заказчиков, которые хотели построить богато украшенный и красивый дом.

Спустя 12 лет Померанцев построил на противоположной стороне Большой Садовой здание администрации Ростова с торговыми помещениями (иногда пишут Городская дума, или Городской дом, или Дом городской управы и городской торговый дом). В конце XIX века постройка Городской думы оказалась самым значимым с политической точки зрения проектом в Ростове. На первом этаже разместился городской торговый дом (прототип универмага с арендой помещений), тогда как 2-4 этажи были отданы под «офисы» городской администрации. В одном здании оказалась сосредоточена исполнительная власть (городская управа) и представительный орган власти (дума) – отсюда и разные названия этого объекта.

В 4-этажном здании, решённом как квартал, повторяются мотивы из прежних эклектичных построек Померанцева: барочный декор, фиксирование углов декоративными башнями, поярусное решение фасада с помощью различных по форме и размерам окон, украшенный зубчиками карниз, остроконечные башенки, наличие нескольких аттиков.

И НЕ ЗАБЫТЬ О ТЕАТРЕ

А как быть с досугом в «южной» столице? Для этого в конце XIX века был построен театр, правда, располагался он не на двух главных улицах, а чуть восточнее их – уже в Нахичевани (ныне район Нахичевань-на-Дону). Нахичеванский архитектор Николай Дурбах, помогавший Померанцеву при возведении гостиницы «Большая Московская», выполненной в духе эклектики с преобладанием неоклассических элементов, также обратился к этому господствовавшему направлению в здании Нахичеванского городского театра (ул. Свободы, 2).

Театр с симметричным планом был построен в 1896-1899 годах (основные строительные работы) в довольно сдержанном эклектичном стиле (к театру так и хочется применить термин боз-ар). В облике преобладают неклассические элементы. Удивительно, но здание, задуманное в эпоху становления модерна, фактически строилось 11 лет и успело пережить становление и ослабевание стиля. Богато детализованная отделка интерьеров и фасада велась в 1900-1907 годах. После открытия театра можно было сказать, что здание соответствовало архитектурному духу времени: в конце 1900-х годов состоялось программное возвращение российских зодчих к неоклассицизму.

Читайтетакже:

Архитектура эклектики в «русском Чикаго». Городские особняки 1880-1890-х годов                                                                                 

Архитектура дореволюционного Ростова-на-Дону. От модерна к неоклассике


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта