Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
4 августа 2016 г.

Истории о дизайне. История №2. Воронцовский дворец в Алупке: английский стиль для крымского дворянина

Отправившись за новыми впечатлениями в Крым, мы – авторы проекта «Истории о дизайне», журналист Наталья Ханова и дизайнер Ольга Герасимова, – не могли не побывать в Воронцовском дворце. 

С постройки и до наших дней 

Дворец раскинулся у подножия горы Ай-Петри. По задумке английского архитектора Эдварда Блора, который,  между прочим, никогда не бывал в Крыму, а делал проект дворца по эскизам местности, присланным ему из России, сооружение возведено из местного камня – диабаза. 

Камин из диабаза 

Блор выбрал диабаз для постройки дворца неслучайно: этим он хотел подчеркнуть единство здания и окружающей природы. Дворец как будто вписан в горный рельеф местности. А вот камень, образованный из вулканической магмы, добавил строителям много трудностей. Диабаз твёрже гранита, а потому трудно подвергается обработке. Одно неверное движение камнетёса – и камень оказывался негодным для строительства.  Воронцовский дворец является единственным сооружением в мире, построенным из диабаза. 

Строилось здание 20 лет (с 1820 по 1840 гг.) как родовое гнездо для семьи графа Михаила Семёновича Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края. Впрочем, в 1920 году потомкам графа пришлось навсегда покинуть Воронцовский дворец в связи с падением царского режима. 

Морёный дуб и краска «под дерево» 

Мы с Олей перешагнули порог Воронцовского дворца в северной его части и оказались в длинном и тёмном, словно тоннель, коридоре. Коридор соединяет  библиотеку и центральную часть Дворца. И эта комната, и большинство помещений здания отделаны морёным дубом, который специально для прочности несколько лет держали под водой, благодаря чему этот дорогой отделочный материал приобретал твёрдость железа. 

Коридор 

На стенах – старинные гравюры, изображающие различные стадии возведения дворца, лучших строителей из числа крепостных, и, конечно, портрет архитектора Блора. Одна из стен коридора – это скрытые дверцы шкафов. 

Блор Эдвард, архитектор Дворца

Скрытые дверцы шкафов в стенах коридора 

Интересно освещение коридора: свет попадает сюда через узкие, высокие окна и поддерживается лампами, встроенными в цоколи бра в виде факелов. Оказывается, эти бра сохранились со времён графа Воронцова. До того как во дворец было проведено электричество в начале XX века, он освещался этими самыми факелами, а также «слуховыми» окнами, расположенными на потолке. 

Окна в коридоре 

Воронцовский дворец – классический пример английского замка, правда, с добавлением пышных элементов восточных построек в южной части здания. Во время путешествия по дворцу дизайнер Оля Герасимова то и дело указывала мне на чопорность и сдержанность интерьеров, присущих англичанам. Она же и тяжело вздыхала, когда видела, что реставрация дворца проведена некачественно или даже вопреки здравому смыслу. 

– Посмотри, – говорила Оля, когда мы покидали длинный коридор. – Видишь, как варварски обошлись с этим морёным дубом? Его попросту покрасили масляной краской, которая полностью перекрывает его природную текстуру и цвет. Это преступление и против исторической ценности интерьера, и против современных музейных технологий. 

Мне же особенно запомнилось Олино сравнение ритма помещений дворца с ритмом сердца. Она сказала: «Когда мы заходим в это здание, то и сердце начинается биться упорядоченно. Всё потому, что английские постройки всегда понятны и симметричны, отличаются фундаментальностью. Посмотри, какие тут толстые стены, широкие подоконники, какая симметрия в каждой детали. Мы, конечно, не можем судить, как жилось хозяевам дворца в таком интерьере, но то, что они подчёркивали этим свой статус и основательность, очевидно». 

Дамская и мужская половины

Нам удалось побывать только на первом этаже дворца, где расположены парадная зала, зимний сад, столовая, бильярдная, голубая гостиная, кабинеты, ожидальня и вестибюль. 

Кабинет хозяина отделан бумажными обоями – точной копией обоев времён графа. Сейчас трудно в это поверить, но тогда бумажные обои являлись предметом роскоши, поскольку каждый рисунок на них выполнялся мастером вручную. 

Кабинет М.С.Воронцова 

– А вот типичная деталь английского интерьера, – кивнула Оля мне на камин, выполненный, как и большинство каминов дворца, из диабаза. – Интересно, а они рабочие? 

Как будто услышав шёпот моей подруги, экскурсовод строго сказала «рабочие» и добавила, что обычно супруги Воронцовы возвращались в своё имение к осени, а потому все помещения отапливались этими самыми каминами. 

На стенах кабинета Михаила Семеновича – портреты участников Отечественной войны 1812 года, героем которой являлся сам Воронцов. В эркере поместились крытый зелёным сукном стол и два кресла. 

Мебель в кабинете Воронцова 

После кабинета Михаила Семеновича мы попали в ожидальню, т.е. маленькую комнатку без окон, зажатую между двумя кабинетами хозяев. Стены ожидальни обшиты ситцем. Здесь неуместно смотрится громоздкий диван. Кажется, что он вот-вот выйдет за пределы комнаты. 

Ожидальня с громоздким диваном 

Из ожидальни мы шагнули в личный кабинет Елизаветы Ксавельевны. Каждая деталь обстановки этой комнаты шептала, что она когда-то принадлежала изысканной даме. Стены кабинета обшиты китайскими циновками с цветочным орнаментом, а вся мебель украшена узорами в восточном стиле. Самыми ценными достопримечательностями комнаты являются два шкафчика. Один из них – китайский, выполненный по сложнейшей технологии из чёрного дерева. Процесс изготовления шкафчика насчитывал десятилетия. Он был настолько дорог, что его везли в Россию по морю только в штиль. В общем, пока шкафчик оказался в доме Воронцовых, он был уже весьма состаренный и насчитывал лет 30–40. Второй шкафчик семье презентовала сама императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая I. Именно поэтому шкафчик считался одной из самых ценных семейных реликвий.   

Кабинет Е.К.Воронцовой

Шкафчик из чёрного дерева в кабинете Е.К.Воронцовой

Потолок в кабинете Е.К.Воронцовой 

Следующим пунктом путешествия по дворцу стал домашний театр Воронцовых, который получил ласковое название – голубая гостиная. Это самое светлое и нарядное помещение дворца, по светло-голубым стенам которого вьётся тонкий лепной орнамент, в котором каждый цветок неповторим. 

Голубая гостиная – домашний театр Воронцовых

Лепной орнамент стен голубой гостиной, Роман Фортунов, крепостной лепщик 

Комната разделена на две половины. В одной – сцена, в другой – места для зрителей. Между этими половинами – выезжающий деревянный занавес. Кстати, голубая гостиная – единственная комната во дворце с массивными деревянными полами, оставшимися со времён его постройки. В остальных помещениях пол «неродной», заменённый на художественный паркет. «Это тот случай, когда безвкусная роскошь проигрывает природной красоте материалов», – шепнула мой эксперт Оля. 

Голубая гостиная

Выезжающий деревянный занавес

Родной массивный деревянный пол сохранился только в междверных проёмах и Голубой гостиной

Неродной пол во дворце, художественный паркет 

Зимний сад и бильярдная-колодец 

Если бы я оказалась во дворце одна, то услышала бы о нём только заученный рассказ экскурсовода. А вместе с Олей я будто приняла участие в своеобразном дизайнерском расследовании. 

Вот мы заходим в зимний сад, и экскурсовод начинает вещать о том, что зимний сад – типичная часть дворца в английском стиле. Всё это время Оля с подозрительностью осматривала помещение. Её взгляд сквозил по стенам, потолку из стекла и был словно направлен мимо скульптур, бюстов и двухсотлетнего фикуса. 

Зимний сад 

– Оля, разве тебе не интересно слушать про зимний сад?

– Ты знаешь, я уверена, что это помещение не было предусмотрено под сад – слишком оно нетипично для этого назначения. 

Тогда я подумала, что Оля – сумасшедшая с дурацкими дизайнерскими фантазиями. Пожала плечами и пошла послушно вслед за экскурсоводом. Мы оказались в парадной столовой, плавно переходящей в бильярдную. 

Девушка принялась снова твердить свой заученный текст. И снова моя спутница ходила по периметру помещения и что-то высматривала. 

– Посмотри, как искажено пространство, – сказала Оля. – Это помещение – колодец. Хоть здесь высота потолков и 8 м, комната кажется маленькой и совсем непригодной для бильярда. Слишком мало места. 

Бильярдная-колодец с галереей портретов 

С интересом слушая размышления Оли, экскурсовод сказала: «Вы правы, это помещение не предназначалось первоначально для этих целей. Бильярдную должны были сделать из того помещения, где сейчас находится зимний сад. Но позднее решено было сделать в бильярдной  зимний сад, а бильярдную устроить в парадной столовой. Отсюда и ощущение, что бильярдная маловата по своим размерам». 

Развлекайтесь, господа 

– Мы находимся с вами в самой большой комнате дворца – парадной столовой, – продолжала экскурсовод. – Площадь этого помещения составляет 160 кв. м. Стены отделаны деревянными панелями с встроенными панно. В парадной зале установлены два камина и фонтан, все три выполнены из диабаза, а фонтан в центре зала отделан итальянской майоликовой плиткой. В жаркое время года фонтан освежал залу прохладной водой, поступавшей в дворцовые резервуары из подземных источников. В центре залы установлен огромный стол из цельного куска красного дерева. Ножки стола и стульев выполнены в виде львиных лап – ещё одна английская мебельная традиция, подчеркивающая могущество владельцев замков. 

Парадная зала

Французский сервант – подарок М.С.Воронцова сыну на свадьбу

Камин в парадной зале. Над ними – панно Робера Гюбера 

Олю стол очень заинтересовал.  Для его рассматривания она приняла странную позу: стала почти параллельно горизонтальной плоскости столешницы. 

Стол в парадной из цельного спила красного дерева 

– Оля, что ты на этот раз заметила, – нервно теребила я подругу, взглядом извиняясь за неё перед остальными посетителями и экскурсоводом.

– Ты только посмотри, как искусно обработана столешница. На ней идеально сохранён природный рисунок спила дерева, видны даже ходы, которые проделывали жучки, когда дерево ещё было живым. Я всё время пытаюсь найти стыки, соединяющие разные куски красного дерева в одну столешницу, но таковых нет. Неужели можно было найти такой гигантский спил этого дерева? 

Слушая Олины слова, многие посетители приняли схожую с ней позу, стали искать стыки и удивлённо перешептываться. Правда, Оля этого не заметила, она переключилась на двери. 

– О-о-о… Какие прекрасные филёнки, они сделаны выпуклыми, что сейчас очень актуально. Удивительно, как интерьерная мода движется по спирали. Модно было 180 лет назад, и сейчас снова на пике популярности. Ну посмотри же на филёнки. Разве они не вызывают у тебя восторг? 

Двери с выпуклыми филёнками 

Я пыталась изобразить восторг, но не смогла, а только строчила за Олей её замечания и мысленно готовилась к посещению другого дворца – Ливадийского. Но это уже совсем другая история, которую мы расскажем читателям BERLOGOS на следующей неделе.

 

Фото: Ольга Герасимова


Текст: Ханова Наталья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта