Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
15 марта 2018 г.

Феномен торгово-промышленного музея, или Как продвигали дизайн 100 лет назад

Рассказ об уникальном российском предприятии начала XX века, которое было одновременно культурным центром, образовательной организацией и компанией по производству, продвижению и сбыту товаров для интерьера.

Главный виновник возникновения этого необычного явления — «русский стиль» или «русский модерн», который к 1900-м годам набрал силу, превратился в тренд и стал весьма востребованным направлением в дизайне интерьера. Чтобы поддерживать этот стиль и продвигать его в массы, и был задуман крупнейший в стране координаторский центр по производству мебели и декора в русском стиле — Московский кустарный музей.

Стол авторства Елены Поленовой, 1880-е гг. Керамическая ваза производства Абрамцевской гончарной мастерской, нач. XX в. Экспозиция «Русский стиль. От историзма к модерну» ВМДПНИ (Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства)

Здание Кустарного музея в Леонтьевском переулке, нач. XX в.

Полностью его название звучало так: «Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства». «Кустарные изделия» — это вещи ручной работы, «торгово-промышленный» — потому что организация занималась производством и сбытом этих самых вещей, «музей» — потому что в рамках проекта велась исследовательская работа и существовал так называемый «Музей образцов», в котором были выставлены лучшие, образцовые предметы народного творчества, привезённые из деревень и сёл, а также авторские работы, спроектированные художниками-дизайнерами на рубеже XIX—XX веков. Музей образцов имел практическое назначение и не был похож на музей в привычном для нас понимании — скорее, это было нечто среднее между шоу-румом для покупателей и собранием прототипов для проектировщиков: ориентируясь на образцы, клиенты могли заказывать для себя различные модификации мебели, а дизайнеры творить новые экземпляры, лучшие из которых вновь пополняли Музей образцов.

Экспозиция Кустарного музея, кон. XIX в.

Кустарный музей представлял собой весьма интересный государственный проект, инициированный в 1885 году Московским губернским земством (подобие современного областного органа власти), имел периодическую финансовую поддержку на уровне, как бы сейчас сказали, региональных программ, а также постоянные денежные вливания путём меценатства. Мощный и разноплановый культурный центр, он фактически встал во главе сохранения традиций и модернизации ремесленного дела в России и занимал ведущее место по продвижению русского стиля на отечественном и мировом рынке художественной продукции.

Руководил проектом предприниматель и меценат Сергей Морозов, который заботился о Кустарном музее как о любимом детище и видел в поддержке промыслов свою жизненную миссию. Благодаря его креативному подходу и щедрому финансированию музей был всесторонне оптимизирован и к 1910-м годам превратился в отлаженный многофункциональный центр.

Сергей Тимофеевич Морозов (1860—1944)

В тесном взаимодействии работали три отделения: бюро по содействию промыслам, торговое отделение и Музей образцов. Здесь велась активная научно-исследовательская и собирательская деятельность в области прикладного искусства, работали различные образовательные схемы, которые внедрялись на местах: от организации специальных учебных мастерских до системы мастер-классов, семинаров и курсов повышения квалификации («в переводе» на современный бизнес-язык). Был открыт специальный магазин, выпущен каталог готовой продукции и фотоальбом Музея образцов — если заказчик хотел что-нибудь на свой вкус, а среди готовых предметов этого не было.

Интерьер Магазина кустарных изделий ВСНХ (Высшего совета народного хозяйства), 1925 г., (до 1918 г. — Московского губернского земства)

Листы из фотопрейскуранта Музея образцов, 1910-е гг.

Были налажены деловые связи со всеми основными художественными центрами России, работавшими в русском стиле: Абрамцевым, Талашкиным, Кудриным и др., а также массой мелких мастерских. Были созданы собственные мастерские и Художественно-столярная мастерская в Сергиевом Посаде. Музей выступал посредником между производителями и покупателями, выставляя образцы мебели «на своей территории», на международных и отечественных выставках, организуя собственные выставки товаров от различных «брендов» в русском стиле, предлагая мастерам уделить особое внимание производству тех предметов, которые пользовались наибольшим спросом.

Экспозиция «Русский стиль. От историзма к модерну» ВМДПНИ. Подробнее о проекте  

В эту систему на правах дизайнеров-разработчиков были «встроены» профессиональные художники, владевшие теоретическими знаниями, уникальным творческим потенциалом и современным взглядом на процессы, происходящие в искусстве. Ведь надо было не просто воссоздавать старую крестьянскую мебель, а делать её модернизированной, удобной, а в декоративном плане — соответствующей модным тенденциям, востребованной заказчиками. Этим успешно занимались художники, входящие в штат предприятия, — Николай Бартрам, Евгений Теляковский, Анатолий Суворов, Борис Ланге и другие, а также внештатные, выполнявшие заказы периодически, — Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Владимир Соколов, Сергей Малютин, Наталья Давыдова.

Художники Кустарного музея, кон. XIX — нач. XX вв. Третий справа — Евгений Теляковский

Аполлинарий Васнецов, 1897 г., художник Н.Д. Кузнецов

Виктор Васнецов, 1895 г.

Интересно отметить, что проект изначально был ориентирован именно на реализацию продукции, на практическое распространение русского стиля в дизайне интерьера, что и дало свои плоды в виде большого количества заказов на мебель и декор — как отечественными, так и зарубежными клиентами. Когда музей стал регулярно принимать участие в международных выставках в Париже и особенно — в ежегодных ярмарках в Лейпциге (с 1907 года), потянулись заказчики из Австрии, Швейцарии, Дании, Голландии, Франции, Бельгии, Англии, Америки. Более того, в Европе начали создавать «реплики» вещей в русском стиле — попросту говоря, подделывать наши авторские шкафчики и полочки — об этом сообщалось в официальном докладе Московской губернской земской управы от 1908 года.

Стул авторства Аполлинария Васнецова, 1910-е гг.

Стул авторства Виктора Васнецова, нач. XX в.

Шкафчики и полки авторства Елены Поленовой, 1880—1890-е гг.

Приглашение художников на работу в Кустарный музей — ещё один факт в пользу серьёзности проекта. Выступая в качестве посредника между мастерскими и профессиональными художниками, музей решал едва ли не самую главную проблему в производстве предметов для интерьера — проблему взаимодействия между теми, кто проектирует, и теми, кто производит. Без квалифицированного художника-дизайнера производство значительно теряет в художественном плане, а без изготовления образцов в материале даже очень талантливый дизайнер не может реализоваться в полной мере. Кроме того, без осуществления непосредственного контроля автора над производством есть большой риск получить на выходе совсем не то, что было на первоначальных эскизах. Все эти вопросы успешно решались Кустарным музеем: художники могли не только быть уверенными, что эскизы воплотятся в реальных предметах, но и активно участвовать в процессе, делая корректировки по ходу дела и осуществляя контроль соответствия конечного изделия авторскому замыслу. Хотя, справедливости ради, так было не всегда: иногда автор делал общий эскиз, а штатные художники-рисовальщики модифицировали варианты в соответствии с пожеланиями конкретного заказчика.

Предметы мебели и декора, изготовленные по заказу Кустарного музея в мастерских Сергиева Посада, Абрамцева и Кудрина, 1900—1910 гг.

После революционных событий, уже с 1920-го года музей возобновляет активную деятельность: поддерживает и оптимизирует традиционные промыслы, разрабатывает новые вещи в русском стиле, участвует в отечественных и международных выставках. Кстати, именно с его помощью Палех, Мстёра и Холуй адаптировались к новым условиям и из иконописных центров превратились в прославленные центры лаковой миниатюры. Благодаря государственной поддержке и профессионализму сотрудников Кустарного музея русский хендмейд с тысячелетней историей не только не был забыт в условиях стремительной индустриализации и роста массового производства, но и изменился качественно: вещи ручной работы, которые ранее несли утилитарную функцию, перешли в статус произведений искусства и стали выполнять в интерьере роль арт-объектов.

Шкафчик с птицами авторства Василия Ворноскова, 1936 г., экспонировался на Всемирной выставке в Париже 1937 года

Поддержка ремесла была организована по высшему разряду: отдельные мастерские объединили в сеть предприятий художественных промыслов, а школы ремесленников на местах — в единую систему учебных заведений по подготовке мастеров, инструкторов-техников и главных художников предприятий. В 1931 году на базе Кустарного музея был создан научно-экспериментальный институт, который в дальнейшем получил название Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП) и стал рулевым во всей этой системе. Музей вошёл в состав института на правах отдела под названием Музей народного искусства.

Сергей Морозов (справа) в интерьере Магазина кустарных изделий ВСНХ, 1925 г.

Сотрудники Кустарного музея (слева направо): А.Г. Доливо-Добровольская, З.Д. Кашкарова, Е.Г. Теляковский, Б.Н. Ланге, З.Н. Попова, 1925 г.

Наследником коллекции предметов Кустарного музея, а затем Музея народного искусства в 1999 году стал Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, который взял на вооружение многогранный опыт своих предшественников и с конца прошлого 2017 года презентовал необычный проект под названием «Центр моды и дизайна D3».

Здание Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Делегатская, 3

Левое крыло здания, Центр моды и дизайна D3

Центр представляет собой новое многофункциональное пространство, главной целью которого является объединение на одной площадке всех причастных к отечественному ремеслу и дизайну — от искусствоведов и производителей до маркетологов и арт-критиков. Главный образовательный проект Центра под названием «Все грани русского стиля» включился в культурную жизнь столицы в октябре 2017-го и с тех пор радует обилием интересных мероприятий. Выставки, научные конференции, мастер-классы, лекции, дискуссии, курсы, в дальнейшем — экспедиции и ремесленные мастерские — всё, как и 100 лет назад, посвящено русскому стилю, его богатым традициям и перспективам развития в современном мире.

Лекция «Современный русский интерьер», спикеры Светлана Озерова и Наталья Юнг

Так неожиданно, на наших глазах, феномен Кустарного музея обрёл второе дыхание, современный российский дизайн — мощное консолидирующее начало, а русский стиль — новые возможности для будущего.

Фото 1920-х гг.

Современная реконструкция по фото 1920-х гг.

Фото: Дарья Филиппова, ВМДПНИ, Сокровища русского стиля: альбом-каталог / автор-составитель К.Ю. Нарвойт. — М.: 2013, Русский стиль в собрании ВМДПНИ: альбом-каталог / автор-составитель К.Ю. Нарвойт. — М.: 2015.


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта