Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
4 апреля 2017 г.

Архитектор Этторе Соттсасс

Имя легендарного Этторе Соттсасса таит в себе массу ассоциаций. Вот пишущие машинки Olivetti – в том числе легендарная красная Valentine, выпущенная в 1969. Вот логотип журнала Domus, для которого он писал. Вот уже седеющий человек с моржовыми усами валяется на весёлом полосатом ринге вместе со своей группой Memphis – той самой, откуда вышли такие легендарные и такие разные Ханс Холяйн, Широ Куромата и Майкл Грейвз. Вот смешная мебель, похожая на детский деревянный конструктор, окрашенный в спектральные цвета.

Легендарная пишущая машинка Valentine, выпущенная компанией Olivetti в 1969 году

Коллектив группы Memphis, 1981

Книжная полка Carlton, Этторе Соттсасс, 1981

Книжная полка Casablanca, Этторе Соттсасс, 1981

Комната, обставленная мебелью группы Memphis

Обложки журналов Domus, 1980-е

Этот человек – большой теоретик проектной культуры, который за свою долгую жизнь попробовал себя в роли дизайнера, художника, скульптора, сценографа и публициста. За всем этим несколько теряется его архитектурная деятельность – а ведь именно профессию архитектора он получил в Туринском техническом университете, который окончил в 1939 году.  Вероятно, архитектурные проекты Соттсасса не столь известны просто потому, что его работы в качестве промышленного дизайнера значительно мощнее. В то же время, странно было бы отрицать их существование, ведь постмодернизм, оставивший такой глубокий отпечаток в культуре 80-х и 90-х, особенно заметен в архитектурных работах Соттсасса.

 «Дом Вольфа» – частный особняк в Колорадо, Этторе Соттсасс, 1989

Говоря по совести, это скорее объекты дизайна, только в ином, архитектурном масштабе: Соттсасс принципиально не проектировал крупных объектов, которые могли бы стать символами власти, он работал с частными заказчиками и их домами. Этот осознанный выбор позволил ему проектировать самоцентричные здания – этим игрушечным домикам, построенным в натуральную величину, не нужно взаимодействовать с городским контекстом или вести диалог с ландшафтом. Игровая пирамидка может существовать в любом доме и обозначать, что в нём есть ребенок, служить простой и понятной иконкой – так же и эти здания из простых объёмов говорят на всю округу: «Это дом. В нём живёт человек. И его архитектор был весельчак».    

Дом на гавайском острове Мауи, построенный для дизайнеров-ювелиров Эдриана Олабуенаги и Лесли Бейли (AcmeStudio).  Этторе Соттсасс, 1991

Патриарх итальянского дизайна всю свою профессиональную жизнь посвятил борьбе с функционализмом. Это невозможно назвать слепым или упрямым отрицанием – просто человек, родившийся в 1917 году, вырос в логике функциональности, и став взрослым архитектором, очень твёрдо настаивал на том, что рациональность – не единственное, что нужно человеку. Именно отсюда происходит любовь к простым цветам и формам – это и разговор о понятности для человека, и переосмысление функционализма (ведь и он оперирует простыми формами), и попытка сделать мир вокруг менее серьёзным. В связи с именем Соттсасса часто звучит ещё один тезис – «игровой подход». Действительно, всё, что делал Соттсасс, пропитано духом игры – от пишущей машинки до здания.

Дом CasaCei, построенный в итальянской коммуне Эмполи. Этторе Соттсасс, 1991

Этот способ проектирования  – как будто несколько наивный, на самом деле таит в себе проектную интеллектуальность: автор очень деликатен к окружающему миру, ведь свои размышления он переводит на очень простой язык, и не стремиться выглядеть умнее, чем есть на самом деле.  

Представить целый квартал, состоящий из домов Соттсасса, было бы странно и даже страшновато. Но в том и прелесть этих объектов – они могут существовать лишь поодиночке, как милые акценты в сероватой повседневности.   

Телефон Enorme, Этторе Соттсасс, 1987

Superbox – серия контейнеров, разработанных Этторе Соттсассом в 60-е: в них воплотились его первые эксперименты с пластиком и одновременно – с оп-артом

Коллекция керамики, разработкой которой Соттсасс впервые занялся в 60-е

Во всех проектах Соттсасса есть одна важная и милая черта – он стремился использовать традиционные материалы, то есть материалы, к которым человек привык – камень, дерево, кирпич, керамику. Это не значит, что дизайнер отрицал металл или стекло, но он всегда подчёркивал, что «современный» и «стеклянный» – совсем не синонимы. 

Соттсасс прожил долгую жизнь – родился в 1917, умер в возрасте девяноста лет в 2007 году. Успел пройти югославский концлагерь и поучаствовать в послевоенном перевороте итальянского дизайна. Этот человек, всю жизнь говоривший о чувственности и радости, был тем, кого называют «мастером ренессансного типа» – он умел проектировать совсем разные вещи, усматривая в этом не работу с конкретным масштабом, а работу с устройством мира в целом. В свои поздние годы Соттсасс часто говорил, что проектировал не вещи, а скорее идеи, и что он частенько задумывал одно, а получалось совсем другое.


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта